Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жизнь и статистика

30 ноября, 2010

Совет Общественной палаты Иркутской области рассмотрел на своем заседании злободневный вопрос «О состоянии преступности в Иркутской области и мерах по ее предупреждению».

Как положено, заседание открыл Иван Головных, председатель Общественной палаты. С основным докладом выступил Роман Нынюк, заместитель начальника штаба ГУВД по Иркутской области.

В его выступлении все было на своих местах: констатация общих сложностей текущего момента, признание криминогенной обстановки—не очень благополучной, факты и цифры, свидетельствующие о борьбе милиции с преступностью, сдержанная критика собственных недостатков и деликатные сетования на недостаточную помощь милиции со стороны областной власти...

Приангарье по уровню преступности занимает «почетное» третье место в СФО. Только за 10 месяцев нынешнего года в милицию поступило почти 300 тысяч заявлений от граждан (а сколько заявлений было не принято?! — Авт.), зарегистрировано более 55,5 тысячи преступлений (а сколько не зарегистрировано?! — Авт.), по которым возбуждено около 50 тысяч уголовных дел. С начала 2010 года от рук преступников погибло свыше тысячи наших сограждан, еще 1378 человек получили тяжкие увечья.

На состоянии преступности в регионе, как следует из выступления Романа Нынюка, сказывается большое количество пенитенциарных учреждений (колоний), из которых ежегодно освобождаются примерно пять тысяч зеков, которые обычно оседают в Приангарье, выбирая нашу область для постоянного места жительства. На путь исправления этот контингент, как правило, не становится и вновь совершает преступления. Серьезный ущерб эффективности борьбы с преступностью нанесла ликвидация в 90-х годах системы социальной профилактики и правового воспитания населения.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, органы милиции Приангарья не снижают накала борьбы с криминалитетом и «в своей деятельности добились определенных успехов». Раскрыто более 25,5 тысячи противоправных деяний, в суды направлены уголовные дела по 22 тысячам преступлений, по которым установлено почти 16 тысяч лиц. Милиция серьезно потрепала организованную преступность региона: раскрыто более 300 преступлений, совершенных членами ОПГ, 8 фактов бандитизма, и еще 3 факта установлены.

Немало сделано для декриминализации экономики Иркутской области. Выявлено почти три тысячи преступлений экономической направленности, свыше тысячи из них—тяжкой и особо тяжкой категории. Установлено 240 должностных преступлений, в том числе 49 фактов взяточничества (капля в море-океане! — Авт.).

Дефицит финансирования милиции на 2011 год составит более 700 миллионов рублей. И тут, кстати, докладчик привел интересные, по его мнению, цифры: с начала 2010 года подразделениями ГУВД взыскано в бюджеты всех уровней 1 759 499 тысяч рублей. Видимо, эти «интересные цифры» следовало понимать так: милиция вон сколько денег «заработала»—так подбросьте ей на бедность некоторую сумму из этих средств!

В связи с реформированием системы МВД, ГУВД по Иркутской области предстоит сократить 22 процента личного состава от штатной численности. Но, несмотря на это, «за счет внутренних резервов», начальником ГУВД принято решение о том, чтобы дополнительно ввести должности участковых уполномоченных милиции и сотрудников патрульно-постовой службы (по 50 должностей в каждой из этих служб).

Хорошим дополнением к основному докладу стало выступление Андрея Кулишова, начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Иркутской области. Похоже, на Андрея Борисовича не произвела должного впечатления фраза из выступления Романа Нынюка о том, что органы внутренних дел региона «в своей деятельности добились определенных успехов».

Меры по профилактике преступности не соответствуют истинному положению дел, сказал Андрей Кулишов. Эффективность раскрытия преступлений снизилась, заметно снижение количества зарегистрированных преступлений. Растет количество правонарушений, совершаемых в общественных местах, а раскрываемость тут составляет всего 25,7 процента.

Как на дрожжах растет уличная преступность, увеличиваются обороты наркоторговли, а выявление тех, кто продает зелье почти в открытую, намного уменьшилось по сравнению с 2009 годом. Стало больше убийств и грабежей, а раскрываемость—45 процентов—самая низкая среди субъектов СФО.

Андрей Кулишов отметил слабое взаимодействие между правоохранительными и надзирающими органами. Подчеркнул, что в милиции искажается статистическая отчетность в целях улучшения показателей работы. В связи с этими тревожными фактами соответствующее представление направлено руководителю МВД Рашиду Нургалиеву и генеральному прокурору Юрию Чайке. Однако манипуляции со статистическими данными продолжаются, поэтому требуется немедленное вмешательство руководства ГУВД для исправления ситуации...

Очень подробным оказалось выступление Владислава Музейника — заместителя начальника управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Иркутской области. Оказывается, по числу тех, кто употребляет наркотическое зелье, говорить о какой-нибудь стабилизации в сфере распространения наркотиков и роста числа наркоманов не приходится. Достаточно отметить, что в регионе выявлены сотни гектаров культивируемой конопли.

В Черемховском, Осинском, Братском районах хорошо отлажен сельский «бизнес» на конопле. Сельские поселения «специализируются» на изготовлении марихуаны, гашиша, маковой соломки и прочей «дури». Все большее распространение получает «интеллигентный» и довольно дорогой наркотик— кокаин.

Как ни печально об этом говорить, но и сотрудники милиции принимают участие в наркобизнесе. Пресечена деятельность двух милицейских преступных групп—в Тайшете и Усть-Илимске, которые осуществляли поставки наркотиков в Приангарье...

Старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Евгений Григорьев отметил, что не очень благополучной выглядит ситуация с преступностью на транспорте. При общей активности криминалитета милиция зарегистрировала преступлений на 30 процентов меньше, чем год назад.

Более чем на четверть снизилась раскрываемость. Больше стало грабежей и преступлений в сфере наркоторговли. Взяток выявлено на 72 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Но ведь взяток не стали давать меньше, и брать их стали тоже ничуть не меньше, а больше!..

Весьма эмоциональным было выступление Анатолия Капустенского, заместителя председателя комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Есть смысл напомнить, что в былые времена Анатолий Павлович возглавлял ГУВД по Иркутской области, а потому его, стреляного воробья, на мякине не проведешь. Он сразу определил свою позицию по рассматриваемому вопросу: криминогенная обстановка в Приангарье архисложная! Именно так: архисложная!

В милиции идет погоня за процентами раскрываемости, должностные чины стараются любыми путями обеспечить красивые показатели. Нам дают в целом приличную статистику, в то время как требуется анализ этих цифр и фактов, а не голая цифирь! В лесной отрасли преступники чувствуют себя как дома, незаконные порубки не прекращаются. Лесная милиция создана, но серьезными результатами похвалиться не может.

Анатолий Капустенский огласил совсем уж неприличный факт: сотрудников милиции Эхирит-Булагатского района (Усть-Ордынский Бурятский округ) с 2008 года вынуждают платить поборы—от 100 до 400 рублей. Куда уходят эти деньги, люди не знают и потому о поборах написали письмо главе МВД Нургалиеву. Это куда годится: поборы с милиционеров?!

На слова Анатолия Капустенского о беспределе в лесу попробовал откликнуться Петр Давыдов, предприниматель из Жигаловского района. Прорвавшись на заседание Общественной палаты, он попытался озвучить те «лесные» проблемы, с которыми он приехал в Иркутск, однако ему удалось произнести лишь несколько общих фраз. Поэтому о том деле, с которым Петр Давыдов прибыл в областной центр за защитой, я расскажу в постскриптуме.

По итогам заседания совет Общественной палаты принял резолюцию, в которой содержится ряд рекомендаций и предложений, адресованных правительству Иркутской области, Законодательному собранию, органам прокуратуры и главам одиннадцати муниципальных образований.

Как говорится, был бы толк!..

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

Фото автора

Постскриптум

Петр Давыдов—предприниматель, как он сам говорит, занимается лесом. Не безгрешен: в отношении него возбуждено уголовное дело за незаконную порубку. Нанесенный Давыдовым ущерб составляет 1,3 миллиона рублей. Свою вину Петр Александрович признает и готов нести ответственность по нормам закона.

В Иркутск его привело не собственное уголовное дело, а совсем другая история. На одной из делян лесники зафиксировали, заактировали, запротоколировали незаконную порубку объемом 2 тысячи кубометров. Ущерб—примерно 16 миллионов рублей. По словам Давыдова, незаконными заготовками древесины занималась бригада, якобы нанятая местным предпринимателем Владимиром Рудых.

Как утверждает Петр Александрович (это его утверждение легко проверит любое незаинтересованное должностное лицо), бизнесмена Рудых и начальника РОВД по Жигаловскому району Александра Капиноса якобы связывают самые дружеские отношения. Именно поэтому, полагает Давыдов, Владимиру Рудых удается уходить от ответственности.

Петр Александрович говорит, что милицейский следователь вынес постановление о привлечении Рудых в качестве подозреваемого по уголовному делу—якобы он сам видел этот документ. Однако из прокуратуры (прокурор Жигаловского района—Петр Федоров) это же уголовное дело вернулось с указанием (или настойчивой «рекомендацией»?) о том, чтобы по делу были привлечены «неустановленные лица». Хотя все они, дескать, были установлены поименно!

Петру Давыдову прокурор якобы заявил о том, чтобы он шел «отдыхать» и забыл «об этом деле». Между тем Давыдов готов показать другие деляны, на которых незаконно заготавливался лес. Речь идет также о тысячах кубометров древесины...

Вот с такими фактами приехал из Жигалово человек, который попытался в Иркутске заинтересовать конкретной информацией должностных лиц в правоохранительных органах и в прокуратуре. Увы, везде от него отмахнулись.

А сколько таких, как Давыдов, ходит по инстанциям в поисках правды и справедливости?.. Но они не попадают в милицейскую статистику.

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Давыдова Елена 18 ноября 2012, 14:00
Добрый день! Ваша статья с постскриптумом под общим смыслом "якобы" действительно отразилась в судьбе простого человека под заголовком "Жизнь и статистика". Он до последнего дня не верил, что закон и справедливость имеют два разных смысла в нашей системе правосудия. По иронии этой жизни - именно Давыдова Петра Александровича обвинили в незаконной вырубке леса на 16 млн. руб. А по иронии той же самой статистики - человек, который являлся 100%-ым организатором данной вырубки - продолжает незаконно заниматься этим же ремеслом, что приносит большой доход и позволяет откупиться от любых проблем. Давыдов П.А. умер в больнице спустя несколько дней после провозглашения приговора, в котором главный организатор преступления был полностью оправдан. 21.11.12 Областной суд будет рассматривать данное уголовное дело в кассационном порядке. Но что ожидать от правосудия, которое в лице своей первоначальной инстанции даже не заявило в своем решении о миллионном ущербе, который понесло государство???