Нам шашечки или ехать? Перевозки легковыми такси пытаются регулировать
Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области на очередном заседании 23 января обсудил шесть вопросов. Среди прочих наиболее спорным оказался первый – о реализации федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», а самым интересным – третий, о внесении изменений в состав Стратегического совета Иркутской области.
Таксистов ждет новая жизнь
Если говорить совсем коротко, то реализация федерального закона «Об организации перевозок легковым такси…» на территории Иркутской области будет заключаться в том, что областное учреждение «Центр транспорта» получит полномочия принимать и рассматривать заявления о наделении правом осуществлять пассажирские перевозки легковым такси. По сути, это ведомство будет заниматься всем административным регулированием работы такси – от приема заявления о работе службы такси до аннулирования разрешений на перевозки, что делает его своеобразным «министерством такси Иркутской области».
Закон написан столь витиеватым языком, что даже председатель комитета Дмитрий Ружников попросил пояснить «простыми словами» как новый закон изменит работу такси. Представители правительства пояснили, что «практически ничего не меняется», что «закон надо было принять еще год назад», и в целом закон регулирует отношения между государством и предпринимателем. Услуга по регистрации такси разбита на несколько этапов (раньше документы можно было подать одним пакетом), разрешение будут выдавать в форме кью-ар-кода (раньше было на бумаге).
Каждый последующий вопрос Ружникова, казалось, все больше ставит представителей правительства в тупик. Чтобы ответить на вопрос «Как будет организован контроль за работой такси?» потребовался «звонок другу» – к двум уже отвечавшим чиновникам подключился третий, чтобы рассказать «простую» схему. Выглядит все вовсе не просто: мало того, что в проверке должны участвовать сотрудники ГИБДД (чиновники не имеют права останавливать машины на дорогах), так еще и не Центр транспорта будет проводить проверки – это полномочие остается у министерства транспорта.
По новому закону «в правовое поле» входят и центры заказа такси: чтобы продолжать работать, они обязаны подать заявление и получить право работать на территории области. Кстати, уже подали заявления 39 служб, а остальные могут, наверное, и не спешить – как признают представители «Центра транспорта», в Кодекс об административных правонарушениях не внесли никакие формы ответственности за отсутствие регистрации.
Чтобы хоть как-то оценить рынок, о котором идет речь, депутаты попросили назвать хоть какие-то цифры о такси в Иркутской области. Оказалось, в регионе зарегистрированы более 400 перевозчиков (в том числе более 280 – юридические лица и ИП, остальные самозанятые), а лицензии на перевозку пассажиров в такси выданы на 4 тыс. машин. Обсуждение отношений перевозчика и водителя обозначило еще одну «торпеду» в тезис об упрощении условий работы такси. Если раньше водитель и перевозчик могли заключить гражданский договор или договор аренды, то теперь нужно заключать полноценный трудовой договор. Правда, никто из чиновников пока не знает, кто и как будет контролировать соблюдение этого требования – «наверное, трудовая инспекция», сказал один из них. Впрочем, таксистом можно стать и без сотрудничества с фирмами: за восемь месяцев 2023 года было подано 800 заявлений о получении лицензии, за первые две недели 2024 года – более 200. Кстати, в прошлом разрешение на работу стоило 2 тыс. рублей, сейчас оно бесплатное.
Комитет принял решение одобрить законопроект и рекомендовать сессии, запланированной на 31 января, принять его в первом чтении.
Знакомые все лица
Постановление об изменении состава Стратегического совета напомнило депутатам (а многим и поведало впервые), что в Иркутской области существует такой важный, но очень незаметный орган. Действующий состав сформирован в 2021 году, да и теперь его депутаты практически не меняют – исключены только те граждане, которые уехали из Иркутской области. Как пояснил коллегам Дмитрий Ружников, из 12 фамилий новыми будут только две.
Депутаты, разумеется, попросили объяснить, что это за совет и чем он вообще занимается. Представитель правительства пояснил, что совет работал один месяц перед принятием стратегии развития Иркутской области в 2021 году и сейчас существует на случай внесения изменений в этот документ. Правительство области свою часть совета обновило в ноябре 2023 года, а 22 января как раз внесло в ЗС предложения по корректировке стратегии – поэтому и нужно обновить состав совета.
Насколько мало депутаты знают о функциях совета, можно было понять из очередного вопроса: почему в составе совета нет представителей городских властей Иркутска? Действительно, в конце 2023 года областной центр принял собственную стратегию развития на достаточно долгий срок, и если областная стратегия не будет увязана с городской, бесполезны будут обе. Дмитрий Ружников вынужден был объяснять, что представители муниципальных властей не могут быть членами совета по определению – это орган, который должен представлять «взгляд со стороны». Успокоенные депутаты поддержали новый состав совета.
Спустя пять лет после внесения на рассмотрение ЗС был наконец отклонен законопроект «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области». Этот многострадальный документ был отклонен всеми инстанциями, включая экс-губернатора Сергея Левченко. Говоря об этом, Дмитрий Ружников отметил, что в документах он значится как «Сергей Геннадьевич». Так проходит земная слава, и сотрудники аппарата забывают, что бывший руководитель области имеет отчество Георгиевич. Законопроект в целом утратил всякий смысл, потому что часть положений уже принята, а оставшиеся противоречат федеральным и областным законам.
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото Ларисы Федоровой.
На фото: На заседании комитета по
собственности и экономической политике
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.