Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жизнь, посвященная Байкалу

21 марта, 2022

1гд.jpg

К столетию со дня рождения Г.И. Галазия (1922–2000)

Пятого марта исполнилось 100 лет со дня рождения Григория Ивановича Галазия – известного ученого-ботаника, доктора биологических наук, начальника Байкальской лимнологической станции АН СССР (1954–1961), основателя и директора Лимнологического института СО АН СССР (ЛИН СО АН СССР, 1961–1987), члена-корреспондента АН СССР (1970) и академика РАН (1992). Человека, которого по праву считают одним из основателей научного подхода в экологическом движении Восточной Сибири и Байкальского региона.

С именем Г.И. Галазия связаны научные исследования, проводившиеся на Байкале в 1952–2000 годах. Он стал настоящим ученым, который воплощал в жизнь положение выдающегося российского естествоиспытателя академика В.И. Вернадского: основная задача современного человеческого общества заключается в том, чтобы сделать все возможное для сохранения природы нашей планеты, что обеспечит долгое и гармоничное существование всему живому на Земле. Личная стойкость и мужество позволили Г.И. Галазию преодолеть препятствия на своем пути и стать выдающейся личностью нашей страны второй половины XX столетия.

Григорий Иванович Галазий родился 5 марта 1922 года в многодетной шахтерской семье в деревне Мечебилово, Петровского (ныне Барвенковского) района Харьковской области Украины. Еще в детстве Григорий заинтересовался биологией и поэтому после окончания средней школы в 1938 году он поступил на биологический факультет Днепропетровского государственного университета. В 1941 году в связи с приближением фронта Григория Ивановича мобилизовали в качестве техника-химика на ТЭЦ Новокраматорского завода тяжелого машиностроения имени И.В. Сталина. В октябре 1941-го группа специалистов ТЭЦ, в которую входил Г.И. Галазий, по специальному решению Государственного комитета обороны была эвакуирована в Иркутск, на завод тяжелого машиностроения имени В.В. Куйбышева. С этого момента судьба Г.И. Галазия стала неразрывно связана с Восточной Сибирью и ее жемчужиной – Байкалом, который он бесконечно полюбил.

Работая на заводе, Григорий Иванович продолжил учиться в Иркутском государственном университете, окончил его в 1942 году по специальности «ботаника», успешно защитив дипломную работу на тему «Верхняя граница леса в горах южного Байкала».

2г.jpg

В 1949 году Г.И. Галазий поступил в аспирантуру Восточно-Сибирского филиала АН СССР и был прикомандирован к отделу геоботаники Ботанического института имени В.Л. Комарова АН СССР в Ленинграде. Сфера деятельности Григория Ивановича была связана с изучением растительности и среды ее обитания. В 1950 году он исследовал растительность Кольского полуострова, что позволило ему в 1951–1953 годах успешно выполнить геоботанические изыскания в Восточной Сибири (Восточный Саян, Тункинские гольцы, горы Прибайкалья).

В 1952 году Г.И. Галазий защитил кандидатскую диссертацию на тему «Вертикальный предел растительности в горах Восточной Сибири и его динамика». За эту работу он в 1954 году получил премию Президиума АН СССР.

В 1952–1954 годах он работал младшим научным сотрудником в лаборатории леса в отделе биологии Восточно-Сибирского филиала АН СССР в Иркутске (ныне – Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН). Тогда и была начата разработка ботанического метода в изучении динамики склоновых процессов, переформирования береговой зоны озер, селевых паводков и каменных обвалов в Восточной Сибири для решения вопросов гидрологии и инженерной геологии.

В декабре 1954 года Григория Ивановича назначили на должность начальника Байкальской лимнологической станции (БЛС) Восточно-Сибирского филиала АН СССР, которой он руководил до февраля 1961 года. В это время Г.И. Галазий начал активно расширять направления деятельности станции, приглашал молодых специалистов, способствовал их профессиональному росту, формировал тесные научные связи с научно-исследовательскими институтами СССР и зарубежных стран. Определились и основные направления деятельности самого Г.И. Галазия – геоботанические изыскания Сибири и Монголии, комплексное междисциплинарное изучение Байкала, популяризация естественно-научных знаний об экосистеме уникального водоема нашей планеты.

21 января 1961 года согласно постановлению Президиума АН СССР Байкальская лимнологическая станция была реорганизована в Лимнологический институт (ЛИН СО АН СССР), которым Г.И. Галазий руководил до 1987 года. Преобразование Байкальской лимнологической станции в Лимнологический институт и назначение Г.И. Галазия директором произошло в то же время, когда было принято решение правительства о создании Комиссии по выбору площадки для будущего Байкальского целлюлозного завода (БЦБК). Но еще в 1959 году в газете «Советская Россия» группа ученых, в которую входил и Г.И. Галазий, опубликовала открытое письмо под названием «О судьбе Байкала». В нем подчеркивалась необходимость охраны озера и нецелесообразность строительства вредных производств на берегу Байкала. И не случайно поэтому после решения о строительстве БЦБК в 1961 году Г.И. Галазий в газете «Комсомольская правда» опубликовал статью «Байкал в опасности». В ней он писал: «В нашей стране, на просторах которой бесконечно много озер, есть одно, неповторимое, исключительное. Это Байкал, пожалуй, самое древнее и самое красивое озеро в мире… Все, что связано с Байкалом, не может не волновать советских людей. А волноваться сейчас есть о чем… Уже строится целлюлозно-картонный комбинат…». Далее приводятся цифры и доводы, подкрепленные данными фундаментальных научных исследований, и предлагается изменить проект или вообще отказаться от целлюлозного производства на Байкале. Это показывает, что Г.И. Галазий одним из первых выступил в защиту Байкала. Как писал академик Н.А. Логачев, «истории угодно было вывести на сцену Галазия как раз в тот момент, когда начались масштабные техногенные посягательства на Байкал и его бассейн, и он принял на себя миссию главного защитника уникального водоема планеты».

3г.jpg

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат проектировался под производство кордной целлюлозы, необходимой для авиакосмической промышленности. Очевидно, у руководства страны на первом месте были именно эти приоритеты. На доводы правительства трудно было найти возражения, и, конечно, Григорий Иванович оказался в очень сложной гражданской, научной и морально-этической ситуации. В итоге мнение ученых о полном запрете такого вида деятельности на Байкале учтено не было.

Лимнологическая наука в Сибири в связи с организацией института быстро и активно развивалась в первую очередь благодаря усилиям директора Г.И. Галазия. Создавались новые научные лаборатории, стационары, организовывались экспедиции. Кроме традиционных исследований на Байкале, развертывались лимнологические работы во многих озерных провинциях Сибири, Дальнего Востока и Монголии. Значительные научные результаты принесли Путоранская и Забайкальская экспедиции. Тогда же началось интенсивное изучение водохранилищ Ангарского каскада и реки Енисей. Основные итоги этих фундаментальных исследований подведены в коллективных монографиях сотрудников Лимнологического института «Проблемы Байкала» (1978) и «Путь познания Байкала (1987).

Отдельные выводы Г.И. Галазия по проблемам Байкала и чистой воды в Сибири весьма актуальны и в наше время. Он отмечал, что состояние охраны водоемов Сибири остается неудовлетворительным и для сохранения их природных параметров необходимо предпринять следующие действия:

  • упорядочить лесопользование в бассейнах рек Сибири, особенно в горных районах Восточной Сибири и в бассейне Байкала, не допуская нарушения правил рубок; для горных районов следует разработать новые правила лесопользования, исключающие развитие водной и ветровой эрозии;
  • прекратить сброс неочищенных промышленных сточных вод в водоемы Сибири;
  • разработать правила охраны поверхностных вод для Сибири с учетом биологических свойств и особенностей организмов, а также климатических условий этого края;
  • перепрофилировать Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат в предприятие, не производящее вредных стоков;
  • предприятиям обеспечить замкнутый цикл водопользования и полную утилизацию веществ, содержащихся в промышленных сточных водах.

Именно Григорий Иванович, по образному выражению академика В.К. Шумного, «пошевеливал вал» в защиту Байкала. В этом ему содействовали руководители Сибирского отделения академики М.А. Лаврентьев и А.А. Трофимук. В 1973 году был создан Научный совет по Байкалу, который возглавлял академик А.А. Трофимук, а Г.И. Галазий был его постоянным заместителем.

Григорий Иванович широко пропагандировал естественно-научные знания о Байкале, читал лекции, проводил экскурсии. Он инициировал создание современного музея в здании института на берегу Байкала. Под Музей байкаловедения была выделена часть первого этажа здания института площадью 100 кв. метров. Благодаря Г.И. Галазию, сотрудникам БЛС и ЛИНа, будущему руководителю Байкальского музея В.А. Фиалкову, музей стал по-настоящему визитной карточкой Байкала. Отдельные экспонаты того времени по сей день представлены в экспозиции музея «Развитие жизни в процессе абиотических изменений на Земле». Это свидетельствует о методически правильном и профессиональном подборе экспозиционных материалов в представлении естественно-научных знаний о природе Байкала.

Талант популяризатора научных знаний о природе прекрасного озера – уникального резервуара пресной воды на нашей планете проявился у Г.И. Галазия при написании книги «Байкал в вопросах и ответах», впервые опубликованной в 1984 году. Там Г.И. Галазий ответил на 979 вопросов. Эта книга выдержала шесть изданий, ее общий тираж составил 214 тыс. экземпляров. Кроме того, она была издана на английском языке (2012).

Г.И. Галазий выполнял большую работу в общественных научных организациях. Он был председателем Восточно-Сибирского филиала Всесоюзного географического общества (1975–1989), возглавлял общество «Знание» Иркутской области, состоял в руководстве Всесоюзного общества охраны природы Иркутской области.

4г.jpg

Важно отметить, что Григорий Иванович неустанно доказывал необходимость бережного отношения к Байкалу и глубоко продуманной хозяйственной деятельности на его берегах. Г.И. Галазий отстаивал свою точку зрения, что существование Байкальского целлюлозного комбината ничего, кроме вреда, Байкалу и окружающей его среде не принесло. Принципиальная позиция Г.И. Галазия вызывала недовольство и раздражение у многих руководителей партийных и хозяйственных организаций страны. Чтобы защищать Байкал на законодательном уровне, Г.И. Галазий участвовал в выборах и в 1995 году стал депутатом Государственной думы РФ. Во многом благодаря неустанной организационной деятельности Григория Ивановича, в 90-х годах разрабатывался, а в 1999 году был принят «Закон об охране озера Байкал». В создании закона Григорий Иванович принимал самое непосредственное участие, неуклонно отстаивая научные позиции в обосновании его статей. Как известно, БЦБК был закрыт только в 2013 году, но до сих пор еще не переработаны отходы его производства, которые угрожают экосистеме Байкала.

За заслуги в научной и общественной деятельности Г.И. Галазий был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени, восемью медалями. В 1985 году его наградили знаком ООН «Global 500» и дипломом за заслуги в деле охраны окружающей среды. Григорий Иванович – почетный гражданин города Иркутска (1996), лауреат премии имени Андрея Первозванного (1997), автор более 200 научных работ и монографий.

В память о замечательном ученом-байкаловеде, защитнике Байкала Г.И. Галазии в 2001 году установлены две мемориальные доски: в Иркутске на фасаде дома, где проживал ученый (ул. Российская, 8), с портретом и текстом: «В этом доме жил почетный гражданин г. Иркутска, академик, доктор биологических наук Галазий Григорий Иванович. 5.03.1922–23.07.2000» и на здании Байкальского музея СО РАН (бывшее здание Лимнологического института) с портретом и надписью: «Здесь с 1954 по 1993 г. работал выдающийся исследователь оз. Байкал Галазий Григорий Иванович».

Григория Ивановича Галазия называют «чистым и великим, как Байкал», «надежным и добрым», «корифеем Байкальской экологической науки». Это свидетельствует о том, что он был авторитетом в научной среде и в обществе, обладал высокими нравственными качествами, был предан Родине и работе, любил и уважал людей. Всей своей жизнью, стремлениями ученого и гражданина он заслужил, чтобы потомки помнили его как Человека с большой буквы, человека, посвятившего свою жизнь изучению и охране Байкала.

5г.jpg

Ольга Русинек, доктор биологических наук,
Байкальский музей СО РАН, Михаил Кузьмин,
академик РАН, доктор геолого-минералогических наук,
Институт геохимии имени А.П. Виноградова СО РАН,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: Г.И. Галазий изучает спилы деревьев;

Г.И. Галазий и президент АН СССР академик Г.И. Марчук;

Григорий Галазий обсуждает с коллегами проблемы Байкала.
Рядом Валентин Распутин;

Все издания знаменитой книги  

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии