Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Жилищное строительство: с переменным успехом

25 апреля, 2022

На заседании комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области, состоявшемся 19 апреля под председательством Тимура Сагдеева, речь шла об итогах трехлетней работы над исполнением в регионе программы «Доступное жилье». Активное участие в обсуждении приняли депутаты Галина Кудрявцева, Дмитрий Тютрин и Анатолий Обухов.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Юлия Махтина доложила депутатам о результатах проверки результативности «комплекса мероприятий, направленных на стимулирование жилищного строительства в Иркутской области в 2019–2021 годах». Работа строительной отрасли, с одной стороны, прямо влияет на качество жизни населения и демографию, а с другой – создает целый комплекс связей и заставляет активнее работать многие смежные отрасли. В Иркутской области с 2014 года реализуется государственная программа «Доступное жилье», а в ее рамках – подпрограмма «Стимулирование жилищного строительства», которая должна решить две задачи: увеличение строительства и ввода жилья, снижение его цены.

– Анализ показал, что, несмотря на рост ввода жилья с 917 тыс. кв. метров в 2017 году до 1,2 млн кв. метров в 2021 году, достигается этот рост за счет жилья, построенного населением, – отметила Юлия Махтина. – Доля индивидуального домостроения выросла с 33 процентов в 2017 году до 75 процентов в 2021 году. Объемы жилья, введенного строительными организациями, за тот же период снизились в два с половиной раза. Динамика цен такова: за последние 11 лет (с 2010 года) цена квадратного метра на первичном рынке выросла в два с половиной, на вторичном – в два раза.

 На графике в презентации аудитора депутаты могли увидеть, что с 40 до 60 тыс. рублей за квадратный метр цены выросли с 2010 по 2019 год, а с 60 до 100 тыс. – всего за три последних года. Вывод, который озвучила Юлия Махтина, был очевиден: в результате реализации подпрограммы не удалось ни увеличить ввод жилья, ни снизить его цену. Назвала она и причины случившегося – и в первую очередь тот факт, что в подпрограмме не ставилась задача решить наиболее актуальные проблемы строительства в Иркутской области. Например, дефицит земельных участков в Иркутске, Ангарске и Шелехове, а также связанную с ней задачу актуализации документов территориального планирования.

Финансирование работ по комплексному освоению территорий в течение трех лет выросло со 190 до 940 млн рублей, но из пяти объектов, заявленных в 2019–2020 годах на получение федерального софинансирования, одобрение получили только три, и потому заметно повлиять на исполнение программы эти проекты не могли. На 2022–2024 годы была подана заявка на 10 млрд рублей, одобрено (во всяком случае пока) выделение 3,3 млрд. В том числе 2,5 млрд – на проект «Малая Еланка», который министерством строительства рекомендован к исключению из программы с заменой на 22 мелких проекта, которые в сумме дадут такую же площадь жилья. Заранее известно, что на федеральном уровне на такие замены идут неохотно, поэтому не исключено, что области достанется всего 1,1 млрд.

По участию в федеральной программе стимулирования жилищного строительства Иркутская область занимает 40-е место (уступая в Сибирском федеральном округе Новосибирской области и Красноярскому краю), а по темпам ввода жилья – 37-е. Для того чтобы создать условия для массового строительства, в области запланировано проектирование дорог в восьми муниципальных образованиях, строительство дороги в Шелеховском районе, проектирование и строительство сетей в Иркутской районе и создание инженерных сетей в Иркутске. Правительство области выделило муниципальным образованиям бюджетные субсидии на реализацию этих планов, однако проектирование дорог выполнили только пять муниципальных образований из восьми, а в двух муниципалитетах готовую документацию не направили на экспертизу – что дало КСП основание утверждать, что бюджетные деньги использованы неэффективно.

Та же участь, вероятно, ждет и другие муниципальные контракты, которые были заключены на год, хотя всем специалистам известно, что за такой срок разработать документацию, передать ее на экспертизу и получить заключение невозможно. КСП рекомендует министерству пересмотреть условия предоставления субсидий и увеличить срок. Обратная история произошла со строительством школы на 352 ученика в поселке Дзержинск, Иркутского района: по контракту срок строительства 15 месяцев, а срок финансирования – 45 месяцев. Растягивание оплаты позволяет повысить стоимость контракта, да к тому же уже в марте 2022 года школа (со сроком сдачи в 2024 году) была готова на 90 процентов – оставались только внутренние отделочные работы. По мнению аудитора, заказчик нарушил длинный список документов по формированию цены, что привело к повышению стоимости на 52 млн рублей. Контрольно-счетная палата по итогам проверки направила серию писем в правительство области и муниципальные образования, а также в Управление федеральной антимонопольной службы (по школе в Дзержинске) и в правоохранительные органы (областной главк МВД России).

Борис Самойлов, «Байкальские вести» 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии