Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

За кулисами войны

19 апреля, 2021

Продолжение. Начало в № 10–14

В общем-то, Рычагов в начале 30-х был рядовым летчиком, правда, очень хорошим. После выпуска из летной школы он служит в 3-й авиационной эскадрилье в Уральском военном округе. Потом его переводят на Украину, в Киевский округ, в 109-ю авиационную эскадрилью 36-й истребительной авиационной бригады.

В бригаде Рычагову, как лучшему пилоту, поручают летные испытания поступающих в эскадрилью самолетов.

Свидетель этих полетов Иван Рахилло так описывал их в воспоминаниях: «Ни один летчик не был в состоянии выдержать такой сумасшедшей нагрузки, которую выдерживал Рычагов. За один вылет без посадки он выполнял в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. Сорок фигур – на высоте 5000 метров. Затем забрался на 6000 – и здесь опять сорок. 7000 – еще сорок. Полет без кислородной маски, другой и без фигур потерял бы сознание на этой высоте. Выполнив положенные сорок фигур, Рычагов, немного отдышавшись, выполняет еще сорок, сорок петель, переворотов, виражей и боевых разворотов: с земли в бинокль видно, как его крошечный самолетик неистовствует в прозрачной, недосягаемой высоте. Затем он опускается на 6000 и здесь вновь крутит сорок. Этажом ниже – еще сорок!.. У земли, в порядке отдыха и легкого развлечения, он легко выполняет 20–25 фигур и наконец садится. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полет!»  (Докучаев А. Суду не предавать... Журнал «Крылья Родины». 1990. № 7. С. 31).

1в.jpg

В сентябре 1933 года Павел Рычагов становится командиром звена, а потом возглавляет авиационный отряд, ставший лучшим в части. Отряду доверяют испытание нового оружия и истребителей И-16 перед началом их массового производства.

О буднях Киевского военного округа того времени пишут: «Широкой известностью пользовался в округе авиаотряд, которым командовал П.В. Рычагов. Сам командир за один вылет выполнял до 250 фигур высшего пилотажа. Испытывая самолет И-16, сделал 110 взлетов и посадок без отдыха. Все летчики, приходившие в отряд П.В. Рычагова, становились под его руководством мастерами воздушного боя и снайперами стрельбы» (Шумихин B.C. Расстреляны на взлете // Журнал «Советский воин». 1989. № 1. С. 63).

Павел летает, ездит на своем «Харлее», играет в футбол, пользуется успехом у девушек. Там же, в Киевском военном округе, он и познакомился со своей будущей женой – Марией Нестеренко, пришедшей в авиацию как раз по призыву комсомола.

В фильме 1941 года «Валерий Чкалов» показано, как выглядел и чем занимался летчик тридцатых годов. Кино, без сомнений, сильно отличалось от жизни, но мотоциклы, кожаные куртки, футбол и девушки все же были. К тому же Рычагов явно подражал Чкалову – у того и другого «бреющий полет» был коронным номером. Впрочем, все летчики тогда подражали Чкалову.

К 1935 году Рычагов уже не просто опытный пилот, он летчик-ас. А с ноября старший лейтенант Павел Рычагов уже инструктор авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы 8-й Военной авиационной школы пилотов.

Но для того, чтобы тебя заметили и начали двигать наверх, быть летчиком-асом хоть и необходимое условие, но не самое главное – важно в нужное время и в нужном месте попасть на глаза начальству. И такая возможность у летчика-аса есть – парад.

Именно такой парад случился в жизни Павла. В мае 1936 года эскадрилья Рычагова на истребителях И-15 участвует в первомайских торжествах в Москве. 2 мая с участниками парада на Центральном аэродроме встречаются Сталин, Ворошилов, Орджоникидзе и Тухачевский. Летчиков награждают, им вручают ценные подарки. Не был обделен и старший лейтенант Павел Рычагов, получивший орден Ленина «за выдающиеся личные успехи по овладению боевой авиационной техникой и подготовку подчиненных».

Взгляните, какая симметрия: после парада в 1935 году Смушкевич был представлен Сталину, а через год уже Павел Рычагов жмет руку отцу народов. Что это – случайность, совпадение или с этого времени маршрут их жизни был уже предопределен?

С этого парада карьера Рычагова устремилась вверх: его имя стало широко известно в войсках, командование взяло его на заметку. Но прежде была Испания. В ноябре 1936 года Рычагов во главе 15 летчиков-истребителей прибывает в Картахену, где уже ступала нога генерала Дугласа.

Под псевдонимом Пабло Паланкар Рычагов становится командиром эскадрильи истребителей И-15. В ноябре они уже сражаются в небе над Мадридом, защищают город от немецких и итальянских бомбардировщиков. Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров вспоминает: /«Республиканским летчикам с ведущим повезло. Павел Рычагов самой природой был создан для этой роли. Многие летчики умели прекрасно летать и отменно дрались, но совсем не каждый из них мог быть ведущим. То, что делал в бою Павел Рычагов, не поддавалось объяснению – это была его стихия, в которой раскрывался данный ему природой талант»./КУРСИВ!!! (Захаров Г.Н. Повесть об истребителях. М., 1977. С. 20).

Эскадрилья, а потом и истребительная группа под руководством Рычагова, которому было на тот момент всего 24 года, нанесла серьезный урон противнику. Рычагов участвовал во многих воздушных боях, его самолет был даже подбит над Мадридом, когда он в одиночку атаковал шесть «юнкерсов». Тогда ему удалось спастись, выбросившись из сбитого самолета на парашюте прямо на оживленный мадридский бульвар.

Испанцы сначала приняли его за фалангиста и чуть не избили, но все обошлось. Рычагов рассказывал друзьям, что в больнице к нему пришел богатый испанец и подарил, как защитнику города, пароход апельсинов и лимонов. Это было целое состояние. Отказывать человеку было неудобно, и Павел принял этот подарок, но связался с советским посольством и попросил отправить фрукты испанским детям, эвакуированным в Советский Союз.

Правда это или легенда – не столь важно. Интересно, что досужие языки критикуют Павла за то, что эти апельсины он подарил испанским детям, а не раздал советским, пережившим не один голодомор. Но такая уж тогда была ориентация – интернационализм превыше всего: «Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю крестьянам в Гренаде отдать».

Кстати, смелая до безрассудства атака Рычагова на «юнкерсы» с приземлением на бульвар произведет большое впечатление на Сталина. Иосифу Виссарионовичу, недавно потерявшему своего любимого сокола – Чкалова, понравится невысокий, веселый и удалой крепыш, даже внешне напоминающий Валерия Павловича.

Именно в Испании начнет формироваться судьба Рычагова. Там, в далекой России, революция уже давно хрустела костьми своих авторов – бухарины, рыковы, зиновьевы и каменевы были перемолоты в прах, и в очередь становились ровесники века.

Рычагов был великолепным летчиком – смелым, решительным, но то было лишь в воздухе. На земле же все было иначе. Например, когда выяснилось, что большинство случаев гибели пилотов на И-15 происходит после атак сзади, так как на самолете не было бронеспинки кресла летчика, техники предложили убрать из кабины аккумулятор и за счет освободившегося веса сделать бронеспинку. Нужно было согласие командира, так как любая модернизация самолета запрещалась.

«Выслушав инженера, Рычагов показал пальцем на высокий дуб и задумчиво сказал:

– За подобную новацию мы оба с тобой будем висеть на этом дереве.

Но было видно, что мысль о незащищенности летчика тоже не дает ему покоя. И через несколько дней первую самодельную спинку по приказу Рычагова установили на самолете испанского летчика Эргидо, который в бою всегда находился в самой гуще свалки и больше всех привозил пробоин. Уже на следующий день Эргидо вернулся из неравного боя и привез в бронеспинке только несколько пулевых отметин». (Захаров Г.Н. Я – истребитель. М.: Воениздат, 1985. С. 53).

И нерешительность Рычагова вполне понятна – инициатива в Красной армии приветствовалась лишь на словах, а на деле за нее жестоко наказывали. Захаров отмечает и другую особенность своего командира – Павел Васильевич никогда не слыл дипломатом:

«Он жил без оглядки, как и воевал. Так же, подчас без оглядки, относился и к людям. Мы-то прекрасно знали характер нашего командира, поэтому не обижались иной раз на его резкое слово или выговор.

Однажды, находясь в прифронтовой полосе, он увидел, как, покинув свои боевые позиции, отходит в тыл отряд анархистов. Недолго думая, Рычагов скомандовал:

– Назад!

Никакой реакции. Тогда летчик вытащил пистолет и снова приказал:

– Назад!

Предводитель анархистов пришел в ярость от вмешательства иностранца в их дела. На Рычагова набросились, вырвали у него пистолет, и вожак приказал расстрелять этого незнакомого парня в кожаном пальто. Положение спас переводчик, которому пришлось употребить все свое красноречие».

За время боев в Испании, по официальным данным, летчиками эскадрильи  было сбито около 40 вражеских самолетов. Он одним из первых среди летчиков, воевавших в Испании, был удостоен звания Героя Советского Союза. Произошло это 31 декабря 1936 года. Практически одновременно с ним орденом Трудового Красного Знамени награждена его жена – летчица Мария Нестеренко.

По состоянию на 7 января 1937 года в эскадрилье И-15 под командованием П.В. Рычагова осталось 15 самолетов из 25, имевшихся в начале ноября, и 16 летчиков, в том числе пятеро испанцев.

6 февраля 1937 года Павел Рычагов был отозван в Советский Союз. К этому моменту на его личном счету (по неподтвержденным данным) числилось 15 сбитых самолетов (Бортаковский Т.В. Расстрелянные Герои Советского Союза. М., 2012).

2в.jpg3в.jpg

7. В «мирном» небе

Смушкевич и Рычагов возвращаются из Испании с разницей в четыре месяца. Генерал Дуглас и Пабло Паланкар остались там, под жарким солнцем Апеннин. На родине их ждали награды, слава и новые должности. Но ни тому ни другому это не вскружило голову. Яков Владимирович продолжил обучение и в 1937 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени М.В. Фрунзе.

Его испанский опыт не пропал, он стал одним из авторов брошюры «Опыт боевого использования авиации в Испании». Состоявшийся 20–21 ноября 1937 года Главный военный совет РККА принял содержавшиеся в ней предложения, направленные на повышение боеготовности авиации.

По сути, к 1938 году Я.В. Смушкевич был одним из ведущих в стране специалистов по боевому применению авиации. Его статья «Авиация в предстоящей войне», опубликованная в № 4 журнала «Большевик», вызвала интерес не только в СССР, но и за рубежом и свидетельствовала о его высочайшей квалификации и как практика, и как крупного вдумчивого теоретика летного дела! Он впервые в СССР дал трезвую оценку истребителей И-16 и И-15 бис, заявив, что немецкие истребители типа Me-109 во многом превосходят их. И он оказался прав, «Мессершмитт» в различных модификациях прослужил люфтваффе до конца Второй мировой, представляя собой главную опасность для наших истребителей и истребителей союзников. Причем он еще в июне 1937-го предупреждал, что современная война начнется с массированного налета авиации для уничтожения важных объектов. Все так и произошло 22 июня 1941 года.

Рычагов тоже поделился своим испанским опытом. 17 февраля 1937 года он приготовил для наркома обороны СССР доклад «Выводы из командировки».

Этот доклад несколько отличался от работы Смушкевича, но не в лучшую сторону. Например, Рычагов утверждал, что если модернизировать И-15: сделать убирающееся шасси, довести скорость до 420–430 км/ч, заменить «чайку» центропланом и вместо двух пулеметов винтовочного калибра поставить два крупнокалиберных пулемета, то он на ближайшие три–пять лет «будет идеальным фронтовым истребителем». Причем Рычагов предлагал убрать из самолета «лишние» приборы, чтобы они не мешали пилоту, оставив лишь набор, соответствующий истребителям Первой мировой войны.

Радиостанции, которые начали ставить на самолеты, Рычагов вообще не упоминал, а ведь без них групповой бой был уже немыслим. Да и к самому групповому бою он относился прохладно, замечая в докладе, что первая атака проходит группой, а вторую каждый ведет самостоятельно. Причем его же самого сбили, когда он пытался в одиночку атаковать строй «юнкерсов».

В докладе Рычагов пишет, что дежурство в воздухе, как один из способов прикрытия объектов, не оправдало себя, так как противник бомбит после того, как истребители покидают зону патрулирования. В данном случае эффективно можно было использовать радиосвязь. Но он же сам предлагал убрать с самолета все «лишние» приборы?

Хорошо, что рекомендации старшего лейтенанта так и остались рекомендациями. Впрочем, Рычагов понимал, что ему недостает образования, поэтому после присвоения внеочередного воинского звания «майор» и назначения и. о. командира 65-й истребительной эскадрильи он отправляется на учебу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского.

Увы, учеба и мирная жизнь продлились недолго. В ноябре 1937 года (под псевдонимом «генерал Баталии») майора Рычагова отправляют в Китай советником по истребительной авиации. Он занимается формированием и обучением авиационных групп советских летчиков, которым предстояло бороться в Поднебесной с японскими захватчиками.

И здесь его боевой испанский опыт действительно пригодился. Под руководством Рычагова в Китае было проведено несколько успешных операций. В начале январе 1938 года был разбомблен аэродром близ Нанкина, на котором было уничтожено 48 японских самолетов. Попытка же японцев разбомбить наш аэродром в Наньчане провалилась.

Советскими истребителями было сбито большое количество бомбардировщиков и истребителей противника. В итоге уже к концу января у японцев практически не осталось самолетов в Китае, им пришлось срочно восполнять потери. Поставляли самолеты японцам их союзники – Германия и Италия. Поставки шли через базу на Тайване. 23 февраля, в 20-ю годовщину создания Красной армии, 28 советских бомбардировщиков СБ сбросили на базу 280 бомб. Удар был настолько внезапным, что ни один из японских истребителей не успел взлететь. В результате налета японцы потеряли 40 самолетов, не считая тех, что были поставлены из Европы и находились в разобранном состоянии в контейнерах; сгорели ангары и трехгодичный запас горючего (Полынин Ф.П. Выполняя интернациональный долг. В небе Китая. 1937–1940. М.: Наука, 1986. С. 46).

Этот налет вызвал шоковое состояние у японцев. На целый месяц база была выведена из строя. 8 марта 1938 года П.В. Рычагов был награжден орденом Красного Знамени за боевые отличия в Китае в борьбе с японскими агрессорами.

В Китае, так же как и в Испании, Рычагову везло, и фантастический взлет его карьеры продолжился. 14 апреля 1938 года ему было присвоено воинское звание «комбриг», и он был назначен командующим Военно-воздушными силами Московского военного округа. Однако почти сразу, в мае 1938 года, он получает новое назначение – командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта, и его избирают депутатом Верховного Совета СССР.

Самое любопытное в этой ситуации было то, что комбриг и депутат Верховного Совета первого созыва до сих пор оставался беспартийным. Но перед его отъездом на Дальний Восток это упущение было исправлено, причем лично Сталиным. Иосиф Виссарионович принял молодого комбрига у себя на даче, где попросил наркома обороны Ворошилова дать Рычагову рекомендацию в партию. В итоге Павел Рычагов был принят в члены ВКП(б) решением ЦК партии без прохождения кандидатского стажа. По прибытии на Дальний Восток ему на второй же день был вручен партбилет.

1938 год оказался удачным для Рычагова, а вот для Смушкевича, занявшего к тому времени должность заместителя командующего ВВС РККА, он мог бы стать и последним годом в его жизни.

Как известно, несчастье не приходит одно. Весной, упав с балкона четвертого этажа Дома на набережной, погибает младшая четырехлетняя дочь Смушкевича. Яков Владимирович как раз в это время готовился к первомайскому параду на Красной площади и должен был командовать его воздушной частью.

После трагедии с дочерью жена, видя психическое состояние Якова, обратилась к начальнику мужа командующему ВВС Александру Дмитриевичу Локтионову (он будет расстрелян в одном овраге со Смушкевичем), чтобы тот запретил ему летать, на что Локтионов ответил: «Все равно он меня не послушает. Пусть уж проведет парад, а потом уедет отдыхать».

Действительно, новый бомбардировщик Р-10, недавно принятый на вооружение ВВС Красной армии, на серебристом борту которого красной краской было написано: «Командующему Первомайским воздушным парадом Герою Советского Союза комкору Я.В. Смушкевичу», был уже им облетан. До парада оставались считаные дни, а командующего заменить было практически невозможно.

Виктор Бронштейн, почетный гражданин города Иркутска,
специально для «Байкальских вестей».

На фото: И-15бис – лицо советской авиации конца 1930-х;

Со страниц газеты «Правда». Павел Рычагов – молодость,
энергия, слава;

Яков Смушкевич – заместитель командующего ВВС
Красной армии

Продолжение следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии