Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

11 сентября, 2023

Продолжаем серию публикаций «90 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 90-летию со дня рождения первого всенародно избранного губернатора Иркутской области (1934–2010), предстоящему в феврале 2024 года. Инициаторами и участниками проекта являются Фонд сохранения памяти и развития наследия Ю.А. Ножикова и Гуманитарный центр – библиотека имени семьи Полевых (микрорайон Университетский, 70).

Факт 73. Отстаивал интересы области при акционировании «Лензолота»

В 1992 году завязался один из самых жестких конфликтов между иркутскими властями и Госкомимуществом РФ. Разногласия были вызваны разными подходами к приватизации государственного предприятия «Лензолото» и освоению крупнейшего золотоносного месторождения Сухой Лог в Бодайбинском районе. Аппарат представителя президента РФ в Иркутской области даже счел необходимым сообщить главе региона Юрию Ножикову о том, что в обращении Госкомимущества к вице-премьеру Борису Федорову с изложением сути конфликта «многие вопросы освещены с искажением позиции руководства области и даны с элементами дезинформации».

– Паутина плетется довольно жестокая, – говорил о методах приватизационной войны Юрий Абрамович на одном из заседаний административного совета. – Как наступишь на хвост тем, кто хочет получить сверхдоходы, так начинается всеобъемлющая драма.

Вариант акционирования «Лензолота», предложенный областными властями, заведомо исключал получение сверхдоходов частными инвесторами. Согласно протоколу о намерениях, подписанному главой администрации области, президентом австралийской корпорации «Стар» и гендиректором «Лензолота» 3 апреля 1992 года, создаваемое акционерное общество обязывалось платить в местный бюджет сумму в размере 20–25 процентов от объема добычи золота.

Однако в августе того же года распоряжением Госкомимущества «Лензолото» было преобразовано в акционерное общество без учета интересов области. Региональные власти оспорили это решение в Верховном суде РФ. Затянувшееся противостояние с громкими обвинениями и многочисленными обращениями, вплоть до президента, прекратилось лишь осенью 1994 года. Тогда было принято соответствующее постановление правительства и внесены изменения в учредительные документы «Лензолота», предусматривающие передачу 10 процентов акций из государственного пакета в распоряжение областной администрации.

1н.jpgО нарушениях закона, допущенных Госкомимуществом РФ при акционировании «Лензолота», Юрий Ножиков неоднократно информировал руководство страны

Факт 74. Вернул к жизни Усть-Илимский ЛПК

В начале 90-х годов Госкомимущество РФ провело приватизацию Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Вопреки протестам администрации Иркутской области единый производственный комплекс был расчленен на 42 конкурирующих друг с другом акционерных общества, что привело к резкому спаду производства на градообразующем предприятии и, как следствие, к социально-экономической катастрофе.

«В условиях создавшегося исключительно сложного положения область вынуждена была снять часть бюджетных средств с других территорий в объеме 1,5 млрд рублей как финансовую помощь Усть-Илимску, что вызвало адекватный протест этих территорий, – отмечал Юрий Ножиков в своем письме премьер-министру Виктору Черномырдину в декабре 1993 года. – Убедительно прошу Вас, Виктор Степанович, изыскать возможность выделить Иркутской области целевым назначением 1,5 млрд рублей в качестве безвозвратной помощи за счет резервного фонда Совета Министров РФ».

Но просто финансового вливания было недостаточно.

– Юрий Абрамович взял на себя обязанность собрать Усть-Илимский ЛПК в единое целое, объединив в холдинг, – вспоминает Николай Носырев, в 90-е годы заместитель главы областной администрации по лесопользованию. – Мы выезжали в Усть-Илимск. Юрий Абрамович собрал всех руководителей предприятий: лично убеждал каждого директора, предлагал им обменяться акциями. И ему это удалось. Лесопромышленный комплекс ожил.

 Факт 75. Добился введения южной надбавки к зарплате и выравнял районные коэффициенты в Иркутской области

В 1989 году постановлением Совета Министров СССР была введена 30-процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в южных районах Иркутской области. Если на севере области, помимо повышенного районного коэффициента (до 1,7 в Катанге), выплачивалась также северная надбавка, то в южных районах подобной доплаты, хотя бы и в меньших размерах, до начала 90-х годов не было. Жители того же Иркутска получали только районный коэффициент 1,2.

– Попытки ввести так называемую южную надбавку предпринимались на протяжении многих лет, но безрезультатно, – вспоминает Лариса Соколова, в 80-е и 90-е годы заместитель заведующего отделом по труду и социальным вопросам облисполкома, председатель комитета по труду областной администрации. – Ситуация изменилась, когда облисполком возглавил Юрий Абрамович Ножиков. Он умел добиваться результата, выделив из общего контекста главное. Мы пригласили правительственные комиссии, провезли их под сорокаградусными морозами по нашему югу. Когда приехали в Качуг, министерские сказали: «В таких условиях мы и за стопроцентную надбавку жить не будем!» Юрий Абрамович тем временем, как народный депутат РСФСР, активно работал с правительством. Однажды мне звонят из Москвы: «От вашего Ножикова спасения нет. Давай полюбовно договоримся: районный коэффициент не трогаем, а сделаем для вас как в Карелии. Это плюс 30 процентов к зарплате». Так появилась южная надбавка за непрерывный стаж работы.

Однако эта надбавка не решала другую, сложившуюся десятилетиями проблему неравенства в оплате труда в части применения районных коэффициентов. В период промышленного развития Прибайкалья на разных стройках вводились разные коэффициенты к зарплате. Так, в Усть-Илимске к 1989 году 40 тысяч человек получали районный коэффициент 1,6. В то же время для 9 тысяч человек он был установлен в размере 1,3. В некоторых районах одновременно действовали три коэффициента – от 1,3 до 1,7.

В феврале 1991 года Совет Министров РСФСР предоставил право крайкомам и облисполкомам по согласованию с профсоюзами выравнивать районные коэффициенты. Этим правом Юрий Ножиков, как председатель облисполкома, а затем и глава областной администрации, неоднократно пользовался. В январе 1993 года принял постановление, которым, в частности, в Иркутске коэффициент повышался с 1,2 до 1,3. Затраты на выплату осуществлялись предприятиями за счет собственных средств, а бюджетными организациями – за счет средств соответствующих бюджетов. С тех пор иркутянам начисляют районный коэффициент в размере 30 процентов, а не 20, как раньше. Сохранилась при этом и южная надбавка.

– Как только подняли районный коэффициент, начались судебные тяжбы, – отмечает Лариса Соколова. – Налоговая инспекция считала действия региональных властей незаконными и штрафовала предприятия, выполнявшие постановление областной администрации. Через столько судов пришлось пройти, но мы доказали свою правоту! Особенно в выигрыше от повышения коэффициента оказались работники бюджетной сферы области. К сведению, для сотрудников федеральных бюджетных учреждений и организаций, работавших в Иркутске, так и остался районный коэффициент 1,2. У них не было такого руководителя, как Ножиков.

2н.jpg

 Фото из личного фонда Ю.Ножикова, Государственный архив Иркутской области

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии