Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Юрий Ножиков: жизнь сквозь время

04 ноября, 2014

 

Фонд сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А. Ножикова завершает серию публикаций «80 фактов из жизни Юрия Ножикова», посвященную 80-летию со дня рождения первого избранного губернатора России. Начало в № 4—26, 29, 30, 32, 33, 35, 37, 38, 40, 43—50.

Факт 80. Добился введения южной надбавки к зарплате и выровнял районные коэффициенты в Иркутской области

В 1989 году постановлением Совета Министров СССР была введена 30-процентная надбавка к зарплате за непрерывный стаж работы в южных районах Иркутской области. Если на севере области помимо повышенного районного коэффициента (до 1,7 в Катанге) выплачивалась также северная надбавка, то в южных районах подобной доплаты, хотя бы и в меньших размерах, до начала 90-х годов не было. Жители того же Иркутска получали только районный коэффициент 1,2.

— Попытки ввести так называемую южную надбавку предпринимались на протяжении многих лет, но безрезультатно, — вспоминает Лариса Соколова, в 80-е и 90-е годы заместитель заведующего отделом по труду и социальным вопросам облисполкома, председатель комитета по труду областной администрации. — Ситуация изменилась, когда облисполком возглавил Юрий Абрамович Ножиков. Он умел добиваться результата, выделив из общего контекста главное. Мы пригласили правительственные комиссии, провезли их под сорокаградусными морозами по нашему югу. Когда приехали в Качуг, министерские сказали: «В таких условиях мы и за стопроцентную надбавку жить не будем!». Юрий Абрамович тем временем как народный депутат РСФСР, активно работал с правительством. Однажды мне звонят из Москвы: «От вашего Ножикова спасения нет. Давай полюбовно договоримся: районный коэффициент не трогаем, а сделаем для вас,, как в Карелии. Это плюс 30 процентов к зарплате». Так появилась южная надбавка за непрерывный стаж работы.

Однако эта надбавка не решала другую, сложившуюся десятилетиями проблему неравенства в оплате труда в части применения районных коэффициентов. В период промышленного развития Прибайкалья на разных стройках вводились разные коэффициенты к зарплате. Так, в Усть-Илимске к 1989 году 40 тысяч человек получали районный коэффициент 1,6. В то же время для 9 тысяч человек он был установлен в размере 1,3. В некоторых районах одновременно действовали три коэффициента — от 1,3 до 1,7.

В феврале 1991 года Совет Министров РСФСР предоставил право крайкомам и облисполкомам по согласованию с профсоюзами выравнивать районные коэффициенты. Этим правом Юрий Ножиков, как председатель облисполкома, а затем и глава областной администрации, неоднократно пользовался. В январе 1993 года принял постановление, которым, в частности, в Иркутске коэффициент повышался с 1,2 до 1,3. Затраты на выплату осуществлялись предприятиями за счет собственных средств, а бюджетными организациями —  за счет средств соответствующих бюджетов. С тех пор иркутянам начисляют районный коэффициент в размере 30 процентов, а не 20, как раньше. Сохранилась при этом и южная надбавка.

— Как только подняли районный коэффициент, начались судебные тяжбы, — отмечает Лариса Соколова. — Налоговая инспекция считала действия региональных властей незаконными и штрафовала предприятия, выполняющие постановление областной администрации. Через столько судов пришлось пройти, но мы доказали свою правоту! Особенно в выигрыше от повышения коэффициента оказались работники бюджетной сферы области. К сведению, для сотрудников федеральных бюджетных учреждений и организаций, работающих в Иркутске, так и остался районный коэффициент 1,2. У них не было такого руководителя, как Ножиков.

Подготовил Владимир Шпикалов при содействии Гуманитарного
центра-библиотеки имени семьи Полевых г. Иркутска.

Фото из личного фонда Ю.Ножикова,
Государственный архив Иркутской области

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии