Без фанфар и комплиментов
Главы двух министерств региона признали существование очень серьезных проблем
30 июня в Законодательном собрании Иркутской области состоялось заседание Общественного совета при ЗС. Открывая заседание, председатель ЗС Сергей Брилка заявил, что к работе совета в области проявляют большой интерес, однако, если бы из зала вышли все депутаты, министры областного правительства и журналисты, оставшуюся публику — то есть собственно членов Общественного совета — можно было бы пересчитать по пальцам.
Пункт «одобрить» — исключить
Первой право выступить с трибуны получила и. о. министра сельского хозяйства Ирина Бондаренко. Она в очередной уже раз перечислила достижения сельхозпроизводителей области, которые в 2014 году сумели увеличить производство на три процента, или на 6 млрд рублей в денежном выражении. И. о. министра, как уже сообщали СМИ, оказалась одним из двух чиновников областного правительства (вторым стал первый заместитель губернатора Николай Слободчиков), который отказался раскрыть сведения о своих доходах. Как ни прискорбно об этом говорить, министру, видимо, есть что скрывать от общественности. А если есть что скрывать в личных доходах, то возникает закономерный вопрос: все ли и в полном ли объеме говорит министр о своих служебных делах? Крайне трудно поверить, что в сельском хозяйстве области все так радужно, если область до сих пор не обеспечивает себя никакими видами продуктов. В 2015 году, по крайней мере, министр видит уже одну существенную проблему: в июне в области была засуха, и это может отразиться на урожае.
Вопросы членов Общественного совета можно было без труда предсказать. Руководитель Союза сельских женщин Нина Суворова поинтересовалась, насколько хорошо организован сбор дикоросов и как это влияет на импортозамещение. И. о. министра честно призналась, что в рамках действующего Лесного кодекса сбор чего- либо в лесу является, по сути, преступлением и происходит в таких незначительных объемах, что и говорить об этом не стоит. Отвечая на вопрос депутата городской думы Иркутска Гайдара Гайдарова, руководитель сельхозведомства внезапно призналась, что из-за недостатка овощехранилищ область теряет до 50 процентов урожая картофеля. Продолжая сеанс разоблачения дел отрасли, Ирина Бондаренко заявила, что товарное животноводство не является отраслью, хоть сколько-нибудь привлекательной для инвесторов. Это при том, что область обеспечивает себя говядиной всего на 58 процентов и неудовлетворенный спрос, видимо, весьма велик.
Традиционные вопросы о водоснабжении сельских населенных пунктов и о сбыте продукции подсобных хозяйств традиционно остались без внятного развернутого ответа. По первому вопросу Ирина Бондаренко рекомендовала обратиться в министерство ЖКХ, а по второму заявила, что в Иркутской области нет смысла заниматься производством замороженных овощей. Проблема импортозамещения (а замороженные овощи у нас в основном польского и венгерского производства) предстала перед участниками Общественного совета в новом свете. И. о. министра имеет собственное представление, явно не совпадающее с рыночным спросом, поэтому область так и будет терять существенную часть продукции (которую в замороженном виде проще хранить), а сельские жители — существенную часть потенциальных доходов. Директор Иркутского художественного музея Александр Гимельштейн предложил исключить из итоговой резолюции Общественного совета пункт «одобрить работу министерства», поскольку это был единственный такой пункт во всем тексте резолюции, и он явно нарушал единство текста. Члены совета согласились с этим предложением, противоречившим и всей обстановке в сельском хозяйстве.
Рубли, метры… а люди?
Вторым вопросом в повестке стал доклад и. о. министра строительства и дорожного хозяйства Марины Садовской «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья». Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко напомнила, что в соответствии с указом президента РФ все аварийные дома, признанные таковыми на 1 января 2012 года, должны быть расселены до 2018 года. При этом в Иркутской области на части территорий вообще нет строительных организаций и материалов, на части территорий все это есть, но никто не хочет строить по предложенным правительством ценам.
Марина Садовская напомнила членам совета, что в области насчитывается более 700 тыс. квадратных метров аварийного жилья, на реализацию программы по строительству новых домов заложено более 17 млрд, официально признано, что в этой программе не хватает 1,6 млрд — то есть 57,3 тыс. квадратных метров аварийного жилья вообще не обеспечены финансами. Уже построенное жилье вызывает у специалистов огромное количество замечаний: при строительстве используются материалы плохого качества, во многих домах практически нет вентиляции (из-за чего утеплитель пропитывается влагой, а стены и потолки гниют), вокруг домов нет отмостки — и далее в том же духе. Всего по результатам выездов в 35 муниципальных образований было выявлено более 350 замечаний. Министр полагает, что 70 процентов устраненных замечаний — это вполне достаточно, а те компании, которые не смогут устранить свои недоделки, просто вернут в бюджет деньги. Что будет при этом с гражданами, которых выселили из аварийного жилья и повторно выселили из аварийной новостройки, непонятно.
Член Общественного совета Алексей Соболь задал полный пессимизма вопрос: есть ли у министра хоть какая-то надежда, что проблема аварийного жилья будет решена? Министр вскользь оскорбила все муниципальные образования, заявив, что там работают некомпетентные сотрудники, но обещала охватить всю территорию области заботой специального отдела строительного надзора, созданного в составе министерства строительства. Член Общественного совета Владимир Белобородов отметил абсолютно бездушный подход министерства к проблеме: оперируя рублями и квадратными метрами, министр ни разу не сказала, сколько человек в области живут в аварийных домах. Министр признала этот факт и обещала исправить — когда-нибудь в следующий раз.
В итоговую резолюцию члены совета добавили еще несколько пунктов, совершенно забытых правительством и министерством строительства. Среди прочих в резолюцию попал и пункт о людях, проживающих в частных аварийных домах. Если с муниципальным и служебным жильем еще есть какие-то перспективы, то частное жилье пока не имеет никаких перспектив.
В нагрузку к сладкому
Председатель комиссии по регламенту, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Владимир Матиенко отчитался о реализации областного закона «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций». Депутат привел результаты социологического опроса, установившего, что за семь лет, с 2007 по 2014 год, в РФ существенно увеличилась доля граждан, считающих, что общественные организации приносят пользу, а государство должно оказывать им помощь — в первую очередь информационную. На начало 2015 года в области насчитывается около трех тысяч НКО, на поддержку которых выделено в 2015 году (на условиях софинансирования) около 32 млн рублей. По результатам круглого стола, проведенного с участием депутатов и общественников, все участники пришли к единому мнению: НКО в Иркутской области остро не хватает внимания и поддержки со стороны СМИ.
Одна из рекомендаций круглого стола касалась тех СМИ, которые чаще всего выигрывают конкурсы на освещение деятельности губернатора и правительства. Им, полагают общественники, нужно вменить в обязанность «нагрузку к сладкому» — бесплатно и активно освещать деятельность некоммерческих организаций.
Борис Самойлов, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.