С максимальной непредсказуемостью
Что происходит сегодня с выборами в городскую думу Иркутска, как будет развиваться ситуация в ближайшие два месяца и чем завершится дело 8 сентября – об этом говорили иркутские политтехнологи и политологи за круглым столом в редакции информационного агентства «Байкал24».
Говорим о депутатах, думаем о мэре
Мероприятие организовал только что созданный экспертный клуб «Иркутск», однако, как пояснил модератор круглого стола Алексей Петров, инициатором встречи стал московский политический фонд, уже организовавший такой же круглый стол в Новосибирске. Судя по всему, клубы будут открыты в нескольких городах, но в первую очередь в тех, где осенью 2019 года пройдут заметные выборы. В Новосибирске это выборы мэра, в Иркутске – городской думы, а вскоре после этого и мэра, причем у нас форма выборов главы города до сих пор под вопросом.
Первый вопрос, который поставил перед гостями ведущий: в каком состоянии Иркутск подошел к выборам? Политолог Сергей Шмидт заявил, что город всегда подходит к выборам в двух состояниях – либо это бардак, либо попытка бардак преодолеть. В списках тех, кто претендует на участие в выборах, очень много группировок (политических и экономических), немало и «одиноких волков». Редактор журнала «Иркутские кулуары» Андрей Фомин согласился с этой оценкой и напомнил, что в 2014 году команда губернатора Ерощенко беспощадно «зачищала» всех неугодных кандидатов, на что избиратели отреагировали беспрецедентно низкой явкой. Поэтому наличие множества групп и кандидатов – это скорее плюс.
Экс-депутат Законодательного собрания Алексей Козюра напомнил, что выборы 2014 года не были самыми катастрофическими по явке избирателей. Однако Алексей Козюра перепутал даты и полагал, что выборы того созыва прошли, когда избиратели и кандидаты уже знали о перспективах выборов мэра из числа депутатов. В действительности выборы прошли в сентябре, а первая информация о выборах мэра из числа депутатов появилась в декабре.
Сейчас ситуация изменилась, и выборы думы – это фактически выборы мэра. Хотя отмена прямых выборов была проведена в режиме спецоперации и, по сути, с нарушением закона о местном самоуправлении (избирать мэра по новой системе должна была дума следующего созыва), никто не воспринимал думу как значимый орган, влияющий на жизнь областного центра. Политтехнолог Владислав Шиндяев уверен, что избирательная кампания 2019 года проходит в крайне негативной обстановке, однако именно это понуждает кандидатов идти в народ и общаться с жителями города напрямую. Да, в каком-то смысле это подкуп, но для города в этой работе есть большой плюс. Кандидаты, к качеству которых есть большие вопросы, вынуждены изучать мнение избирателей и примерять свои силы к предстоящей работе.
– Кандидаты не говорят открыто, что они будут избирать мэра. В каждом округе примерно 12 тысяч избирателей, пять-шесть участковых комиссий. Кандидату достаточно встретиться с двумя тысячами избирателей и убедить каждого третьего (примерно), что он хороший человек. У кандидата, который имеет хорошие шансы, имеется в запасе и дополнительная технология, которая позволяет «докупить» голоса в канун выборов. Есть сложные округа, где старые схемы и сетки не работают. Пока все пытаются создать чистую «белую» схему прохождения в думу, – отметил Владислав Шиндяев.
«Я еще не знаю»
По мнению журналиста Сергея Бредихина, большинство граждан вообще не воспринимают городскую думу как значимый орган власти, как орган местного самоуправления. Более того, большинству кандидатов полезна «политическая неграмотность»: городские кланы борются за то, чтобы избрать своего мэра и в дальнейшем контролировать местную власть. Член Клуба публичной политики Никита Ганжа отметил, что большинство крупных политических сил (региональные отделения «Единой России» и КПРФ, например), с одной стороны, очень заняты ситуацией в затопленных районах Иркутской области, а с другой – пытаются использовать эту ситуацию в предвыборной борьбе.
Один из болезненных вопросов, который могут задать кандидату в депутаты: за кого ты будешь голосовать на выборах мэра? По мнению Владислава Шиндяева, единственно правильный ответ: об этом говорить рано. Никто не знает, каким будет состав думы; никто не знает, кто из избранных депутатов выдвинет свою кандидатуру, поэтому разумный кандидат должен ответить только одно: «Я еще не знаю». Ситуация в городе характерна тем, что старая политическая система усилиями разных сил и группировок полностью разрушена и будет строиться что-то новое.
Хождение в народ
Алексей Петров предложил рассмотреть второй аспект выборов: какие группы влияния будут участвовать в ней и в какие политические организации они входят? Если в прошлом созыве все бюджетники поддерживали «Единую Россию», то сейчас в списке КПРФ пять главных врачей.
– Нынешние выборы имеют максимальную степень непредсказуемости за последние двадцать лет. На избирателя влияет так много информации из разных источников, что я не удивлюсь, если победят представители самых неожиданных сил – вроде штаба Навального. Мы сегодня даже понять не можем, что такое в политике здравый смысл, настолько изменились политические технологии, политическая ситуация, – сказал Андрей Фомин.
Сергей Шмидт обратил внимание участников дискуссии, что обсуждать предстоящие выборы в категориях политических партий бессмысленно, гораздо эффективнее и разумнее говорить о конфликте кланов. Нельзя объяснить, например, сколько «колонн» «Единой России» идут на выборы, зато можно сказать совершенно точно, что идут несколько «семей», дружеских коалиций и трудовых коллективов. Участники дискуссии согласились с этой оценкой (победят те, кто работает в округе, особенно если работа продолжается много лет), но есть варианты, когда победит условный «кандидат Хайп».
– Может ли победить кандидат, который просто наберет себе 500–700 человек, даже не появляясь в округе? – задал вопрос Алексей Петров.
«Старожилы» иркутских избирательных кампаний вспомнили, что однажды один кандидат прошел в думу вообще без денег. Он сам, его жена и дети прошли по округу, говорили с избирателями на улицах и во дворах – и так набрали в результате необходимое количество голосов в районе политехнического института. Такой же успех имел молодой кандидат, у которого было всего восемь агитаторов в микрорайоне Байкальском. Все зависит от того, какие выборы предстоят: если ситуация турбулентная, как в 2019 году, то хождение в народ полезно и эффективно.
– Если кандидат говорит то, что нравится, он может победить практически без денег. Бывали случаи, когда кандидат старался, благоустраивал дворы и вообще пахал в округе, а голосовали за другого – тот уже отработал, а этот людям больше нравится, – рассказал Владислав Шиндяев.
Конфликты и перспективы
Постепенно разговор вышел на тему внутрипартийных конфликтов – наиболее очевидный происходит в рядах «Единой России», но есть и конфликт в рядах КПРФ, где далеко не все делегаты партийной конференции согласились с выдвижением бывших единороссов под знаменем коммунистов. В региональном отделении ЕР внутренний конфликт состоит даже не в том, кто из лидеров приведет больше своих кандидатов к мандату депутата, а в том, кто в 2020 году станет партийным кандидатом на пост губернатора Иркутской области. В КПРФ, по словам экспертов, есть внутренние противоречия по вопросу о кандидатах на пост мэра Иркутска.
Дискуссия получилась живой и интересной, однако весомое слово могут добавить избирательные комиссии, которые просто не зарегистрируют неугодных кандидатов. И только затем придет время избирателей.
Борис Самойлов, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.