Кому куда «валить»?
Удивительное рядом
Тревожная примета: все чаще споры о политической ситуации, о проблемах вокруг нас и, главное, причинах этих проблем достигают такого накала, а градус обвинений, причем с переходом на личности, настолько высок, что возникает предчувствие войны — то ли гражданской, то ли, без преувеличения, мировой. Или репрессий образца 1937 года — с поправкой на реалии XXI века, но все-таки похожих.
Одним из проявлений нетерпимости к иной точке зрения, непризнания даже ее права на существование стало использование в споре простого и, на взгляд использующих, крайне убедительного аргумента: «Не нравится в нашей стране? Вали отсюда!». Далее иногда следуют адреса, по которым указано «валить»: Америка (Вашингтон, госдеп, Обама — обязательно с нелестными приложениями), Лондон, «Гейропа». Наконец, просто «за бугор». И чем дальше, тем круче: если поначалу рекомендация «валить» следовала после более-менее продолжительной дискуссии, то теперь все чаще — с порога, сразу, как одна из сторон услышит то, что ей не по нраву.
Можно, конечно, спросить: а есть ли у одних соотечественников право поучать других, как им думать и поступать? Почему кто-то считает, что у него монополия на патриотизм, а другие — якобы не патриоты? Откуда те или иные персонажи «на 100 процентов» знают, как нашей Родине — России — будет лучше или хуже, какая власть отражает интересы своей страны, а какая нет, и уверены, что можно ставить знак равенства между Родиной, страной и государственным аппаратом? Но, как показывает практика, эти обращения — в пустоту.
Можно ответить в стиле «сам дурак!»: «Чемодан — вокзал — Пхеньян». Ну, или Тегеран. Или Хараре (если кто забыл — столица Зимбабве). Кстати, адресов не так уж и много, и это символично. Даже с Гаваной возникли кое-какие проблемы. Но и это не конструктивный разговор, а путь к нагнетанию страстей.
«Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…», — говаривал Михаил Юрьевич Лермонтов, которого сложно упрекнуть в отсутствии патриотизма. Говаривал, кстати, оставаясь в России. А Владимир Ильич Ленин, отправляя в эмиграцию большую группу блестящих интеллектуалов на «философском пароходе», восклицал: «Это не мозги нации. Это г..но!» (грубо, но из песни слов не выкинешь). Критиковать, пусть и очень жестко, существующие порядки и не любить Родину — две большие разницы. А слагать восторженные вирши и быть патриотом — тоже очень часто не одно и то же. Как в подобных случаях выражается уважаемый мною мэтр иркутской журналистики, давайте подумаем об этом.
Юрий Пронин, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.