Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Что наша жизнь? Игра!

24 апреля, 2018

Потрясающее зрелище ждет всех, кто придет на  балет «Пиковая дама» по повести Пушкина в музыкальный театр имени Н.М. Загурского. Премьера состоялась 14 и 15 апреля и вызвала неподдельный зрительский интерес.

Бессмертная классика в современном прочтении – прекрасный способ взглянуть на героев позапрошлого века с позиций сегодняшнего дня, поэтому современный балет обращается к пушкинской прозе, не прочитывая буквально классическую версию из школьного учебника, а интерпретирует ее глазами наших современников.

2.jpg

Глазам публики открывается великолепный, виртуозный балет в жанре пластического фарса, который звучит захватывающе, стильно, свежо, интригующе и языком современной хореографии  рассказывает о тех же муках и метаниях Германна, о которых рассказал Пушкин двести лет назад. Конфликт между добром и злом, любовью и алчностью не устарел, тема игры с судьбой – одна из важнейших в  творчестве поэта.

Откуда и как начинается падение вниз?  Стремясь к обогащению любой ценой, человек порой доходит до грани безумства, он готов продать душу дьяволу в обмен на богатство, успех, деньги, которые дают власть над людьми. А  потом? Каков итог молниеносного взлета вверх?! Наступает расплата.

В жизни за все надо платить, аксиома известная, не важно, как и чем, деньгами ли, совестью, душой, убеждениями, рассудком… Но платить приходится всем и всегда. Смыслов в показанном спектакле можно найти множество.

В жанре фарса самое трудное – это соблюсти приемлемую меру гротеска, чувство такта, не переиграть, не выйти за рамки жанра. У постановщиков это получилось великолепно.

Языком хореографии (художник-постановщик Ирина Ткаченко из Перми) актеры рассказали историю, поведав ее современно, ярко, динамично, с точки зрения людей, живущих сегодня, считывающих нынешние приметы времени.

Зрелище увиденного балета было настолько неожиданным, потрясающим по яркости хореографического рисунка, по стильности костюмов и эффектному образному сценографическому решению (художник Любовь Мелехина, г. Кудымкар), по мощному музыкальному оформлению (Юлия  Колченская, г. Санкт-Петербург), по прекрасно поставленному свету (заслуженный работник культуры РФ Галина Мельник) и звуку  (Анатолий Бочкарев, Олег Гузеев, Сергей Знаменский, Юрий Салей), что весь спектакль зритель как зачарованный ни на минуту не выходит из действия, каждый момент спектакля открывает что-то новое, а динамика эпизодов сменяет друг друга, как в калейдоскопе.

В самом начале, когда из оркестровой ямы,  словно из преисподней, в дыму и тумане появляются герои фарса под соответствующие музыкальные звуки, – это очень впечатляет, и есть в этом что-то мистическое, булгаковское. А потом начинается самая настоящая прекрасная «вакханалия» в самом положительном и высокохудожественном смысле слова.

6.jpg

Танцевальные, пластические движения современного балета в корне отличаются от классики. Работают другие группы мышц, другой ритм танца, другая эстетика, другой изобразительный язык.  Например, в партии Германна, мятущегося молодого человека (Дмитрий Михеев, Сергей Полухин), больше рваных движений, ломаных жестов, словно иллюстрирующих спор с самим собой,  отражающих философскую подоплеку. То же в партии Лизы (Татьяна Горохова, Елена Ветрова). Интересна по стилю исполнения, проникновению в суть персонажа партия Графини  (заслуженная артистка России Мария Стрельченко, Татьяна Садовая).

Запомнился яркий пластический рисунок Приживалок (Елена Бусаргина, Дарья Дорохина, Эоэлла Кириленко, Ирина Шестакова), Сен-Жермена (Юрий Щерботкин), Модистки (Дарья Дорохина, Ефросинья Травина),  Карт (Елена Ветрова, Мария Прищепа, Александра Решетникова, Ефросинья Травина, Дина Ясницкая, Юлия Севостьянова). Не менее выразительны в балете и партии Игроков (Игорь Алексеев, Василий Батманов, Александр Жоров, Вадим Утюпин), за движениями  которых следишь, не сводя глаз.

История излагается столь внятным, умным, талантливым и образным балетным языком, что при пересказе многое теряет. Это надо видеть. Удачна и по-настоящему эффектна сценография: лаконичная, строгая,  минималистичная и многосмысловая. Музыка, подобранная Юлией Колченской, частично написанная ею самой, частично в исполнении Арманда Амара и других композиторов, привносит в этот балет особый привкус торжества трагедии, где есть и мощь, и легкость дыхания, и своеобразный «полет на крыльях печали».

Можно различить пять стержневых тем, которые  использованы постановщиками как лейтмотивы. Четыре тесно связаны между собой: тема Германна, тема трех карт, тема любви Лизы и тема судьбы. Особняком проходит  тема Графини.

Постановщики не пытаются дословно передать смысл каждой главы пушкинского творения. Они  лишь создают образ человека, навеянный этой повестью, эпохой, ситуацией, пытаются разгадать «героя нашего времени» и  чтобы каждый зритель мог прочувствовать и вытащить этот образ из себя, увидеть какую-то «свою картинку».

Интересно оформлена программка – в виде одной из карт в старой затертой, заигранной колоде,  которая  еще до начала «подводит»  к теме спектакля, образно вводя в сюжет. Словом,  все компоненты в этом балете гармонично соединены и продуманы до мелочей.

9.jpg

Балет «Пиковая дама», безусловно, достоин массового зрителя. К тому же это совершенно новое слово в афише театра, своего рода этапная постановка, которая, надеюсь, откроет дорогу другим достойным спектаклям в стиле современной хореографии, в котором изысканная простота пластического рисунка не отменяет эмоциональной напряженности, и балет смотрится на одном дыхании и завораживающе красив. Все это создает неповторимое ощущение праздника красоты.

 Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Наины Шмелевой и Евгения Пономарева.

На фото: Сцены из балета «Пиковая дама»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии