Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Время суровых испытаний

21 ноября, 2022

Рационализаторы железной дороги в годы войны и первое послевоенное десятилетие

В предыдущем номере мы рассказали о том, как работали рационализаторы-железнодорожники в первый год Великой Отечественной войны. Ниже приведем примеры рационализаторской активности железнодорожников в последующие военные и первые послевоенные годы, чтобы показать, как развивалось рабочее изобретательство в те суровые годы, какой вклад вносили новаторы в экономику страны и региона.

Слюдянка

15 января 1942 года газета «Восточно-Сибирский путь» написала о рационализаторах Слюдянского подразделения ВСЖД следующее:

«До войны вагоноремонтный пункт станции Слюдянка изготовлял и реставрировал из отходов до 20 наименований деталей, сейчас изготовляет 85, отказавшись от получения их со склада.

Большую помощь в утилизации отходов оказывают рационализаторы производства. Из 7 внесенных рационализаторских предложений 4 уже реализованы и дают 19.846 рублей экономии.

В числе рационализаторов – лучшие стахановцы вагоноремонтного пункта – кузнецы тт. Власов и Маркин, бригадир-инструментальщик комсорг т. Татарников и другие».

А вот как обстояли дела у слюдянских железнодорожников с рацпредложениями в 1944 году. В паровозном депо было внесено 24 рацпредложения, из них принято 20, из которых внедрены 4. Лучшие рационализаторы – Ганно, И.Т. Шахтарина, Луковникова, Авцина, Онищенко, Дубасова. Денежные вознаграждения за этот год рационализаторам не выплачивались. В вагоноремонтном пункте учет внесенных рацпредложений инженером Ступиным, ответственным за работу с рационализаторами, не велся. Всего в ВРП около 10 рационализаторов, среди которых выделяется М.В. Осипов, получивший премию за свои предложения в 400 рублей от руководства ВРП, а также в 1000 рублей от начальника дороги.

Бодайбинская железная дорога

Уже само название предприятия звучит для современного читателя весьма необычно. Железная дорога в Бодайбо? Да, была и такая, правда узкоколейная, функционировавшая в Бодайбинском районе в 1894–1967 годах.

За первые четыре месяца 1943 года и весь 1942 год от внедрения рацпредложений рабочих и инженерно-технических работников Бодайбинской железной дороги была получена экономия в размере 44 тыс. рублей. Главный инженер Крыхта подал предложение использовать выбрасываемые отходы дорогостоящего огнеупорного шамотного кирпича – отходы стали перемалывать и, добавляя в них огнеупорную глину, делать новый кирпич. Предложение обеспечило бесперебойную работу вагранок и освободило железнодорожников от привоза кирпича из других районов. Второе предложение Крыхты – использование в литейном цехе графита, обнаруженного на станции Стрелка, позволившее отказаться от завозного графита. Мастер кузнечного цеха Полещук облегчил производственный процесс по насадке головок длинных болтов и кайл, что дало 2500 рублей годовой экономии. Еще одно предложение Полещука – штамповка курков продувных кранов перфораторных молотов вместо ручной поковки, – позволило перевыполнять норму в 20 раз больше плановой.

Иркутск

31 июля 1942 года газета «Восточно-Сибирский путь» опубликовала заметку о рационализаторе – бригадире комплексной бригады цеха промывки депо Иркутск II Андрее Павловиче Мирошниченко. С начала войны им внесено 22 рацпредложения. Так, например, изготовленные по предложению Мирошниченко втулки, поставленные на опытный паровоз, проработали 70 тыс. километров пробега без ремонта. Обходились без ремонта и поставленные на паровоз в марте чугунные подшипники.


1в.jpg

Нижнеудинский район

7 октября 1944 года газета «Восточно-Сибирская правда» рассказывала о рационализаторах Нижнеудинского района:

«…Путевой обходчик Нижнеудинской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги т. Васильев сделал лопату для очистки рельс от снега. По устройству она напоминает лемех, в котором сделан вырез, равный размеру головки и шейки рельс, и снабжена деревянной рукояткой. Она надевается вырезом на рельс. Лемех загнут больше, чем лемех плуга, для того, чтобы не задевать болты. Применение лопаты Васильева увеличило производительность труда на 400 процентов.

Бригадир сборного цеха Нижнеудинского вагоноремонтного пункта т. Яновский изготовил станок для точки пил, благодаря которому производительность труда возросла на 80 процентов. Кроме того, он изобрел струбцины для выбивки аппаратных чек.

Мастер котельного цеха депо т. Гребнев на основе рационализации и стахановских методов добился увеличения производительности труда до 260 процентов…».

После войны…

В 1946 году на ВСЖД поступило более 700 рацпредложений – в три раза больше, чем в 1945-м. Большая часть из них была внедрена в производство с прогнозом экономии около 1 млн рублей. Много рацпредложений внедрялось в паровозном депо Нижнеудинска, вагонном депо Иркутск II, Тайшетской дистанции пути. Наиболее авторитетные рационализаторы: мастер литейного цеха депо Иркутск II Неретин, мастер кузнечного цеха депо Зима Михайлов, мастер хозяйственного цеха депо Слюдянка Ганно, мастер котельного цеха депо Нижнеудинск Гребнев. Так, например, по инициативе Неретина в литейных цехах дороги начали применять новый способ отливки деталей в кокелях.

За первые десять месяцев 1948 года новаторы Восточно-Сибирской железной дороги внесли 884 рационализаторских предложения, многие из которых были сразу внедрены в производство и дали в 1948 году более 700 тыс. рублей экономии.

За 11 месяцев 1952 года рабочими и служащими Иркутского вагонного пассажирского депо подано 26 рацпредложений. Бригадир мехцеха Иванкевич внес несколько предложений, в числе которых – штамп новой конструкции, сокративший две операции при обточке трянгелей (деталь для навешивания тормозных башмаков), вдвое повысивший производительность труда и дающий более 4 тыс. рублей годовой экономии. Приемщик вагонов Мясников разработал приспособление для проверки правильной установки буксовых лап и челюстей пассажирских вагонов, ускорившее центровку ходовых частей вагона в четыре раза. Механик Хорохорин усовершенствовал маятниковую пилу для распиловки лесоматериалов, четырехсторонний строгальный станок и другие механизмы.

Среди рационализаторов Зиминского паровозного депо выделяется слесарь экспериментальной бригады Иван Мартынович Покоевец. У него более 20 предложений, среди которых выделяются: оригинальная конструкция гидропресса, позволившая при допрессовке элементов в депо избавиться от ручного труда двух-трех человек; комбинированная тележка с подъемником для подъема машины для подачи угля в топку при ее ремонте, позволившая выполнять данную операцию двоим рабочим вместо восьми; стенд для испытания рессорных подвесов.

31 мая 1953 года газета «Советская молодежь» сообщала, что на Восточно-Сибирской железной дороге прошел конкурс на лучшее изобретение, рационализаторское предложение и техническое усовершенствование по технике безопасности. Первую премию за приспособления для постановки продольных балансиров на паровозы и для постановки параллели паровозов получил молодой техник паровозного депо станции Иркутск II Ульяшин. Третью премию – электромеханик Иркутской дистанции связи Бояркин, за оригинальную конструкцию когтей для влезания на светофоры. Одно из предложений техника Ульяшина, выполненное в соавторстве со слесарями Фокиным и Даниловым при активной помощи главного механик депо Антипова, – приспособление по выпрессовке поршневых штоков паровозов. На испытаниях выпрессовка заняла всего 15 минут работы одного кузнеца. Раньше на это тратилось три часа. Кстати, пройдет 17 лет, и в 1970 году Сергею Ивановичу Ульяшину будет присвоено почетное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР».

Всего же за первое полугодие 1953 года от рационализаторов и изобретателей Восточно-Сибирской железной дороги поступило 568 новаторских предложений, из которых уже в первом полугодии было внедрено 261 рацпредложение. Экономия от их внедрения составила более 270 тыс. рублей.

26 декабря 1953 года на страницах «Восточно-Сибирской правды» делились опытом работники электротехнического завода ВСЖД. Слесарь-сборщик П. Жулаев рассказал, как он уменьшил время на разметку детали, имеющей много отверстий различных диаметров. Он изготовил специальный кондуктор, с применением которого время разметки уменьшилось в три раза. Позднее им была изготовлена специальная оправка для сверловки отверстий и нарезки в них резьбы. Скорость обработки отверстий увеличилась в 10 раз. Рабочими и мастерами заготовительного цеха была реконструирована машина для поковки штырей, вдвое повысившая производительность труда и давшая экономию в 250 граммов металла на каждой детали. Студент Иркутского горно-металлургического института (будущий политехнический институт, сейчас ИрНИТУ) Карнаухов усовершенствовал сверловку отверстий разных размеров в железнодорожных траверсах – к станку были изготовлены трехшпиндельная головка и фиксирующий кондуктор, позволившие одновременно высверливать отверстия с различных сторон детали.

Пример ценных рацпредложений, примененных Дорстроем ВСЖД на строительстве 24-квартирного дома для работников железнодорожного транспорта, приводила 22 октября 1954 года газета «Восточно-Сибирская правда», рассказывая о слесаре пятого участка Валентине Чугунове. Для достижения более равномерного перемешивания растворов он предложил заменить винтовые лопасти растворомешалки на лопасти ровной формы, сам сделал теоретические расчеты, сам изготовил и установил лопасти. Скорость приготовления раствора увеличилась в четыре-пять раз. Еще одним рацпредложением Чугунова стало изготовление им в металлическом контейнере для доставки стройматериалов специального замка, механически открывающегося и закрывающегося. В результате только на подаче шлака для засыпки чердачного перекрытия дома высвободилось шестеро рабочих.

В 1955 году в Зиминском паровозном депо внесено 106 рацпредложений, 52 из которых были внедрены в производство с общим экономическим эффектом более 100 тыс. рублей. Предложение «Приспособление для восстановления старых постановочных колец дымогарных жаровых труб» (главный механик Петряков, мастера Авлов и Максимовский, начальник депо Титов) принесло 34 тыс. рублей экономии. Предложение «Пресс для холодной подкатки дымогарных труб» мастера В.М. Кривошеина дало около 15 тыс. рублей годовой экономии, полностью заменив ручной труд.

2в.jpg

Вместо послесловия

О рационализаторах Восточно-Сибирской железной дороги можно написать много. Ведь за годы своего существования, а организована она была приказом НКПС от 3 марта 1934 года из частей Забайкальской и Томской железных дорог, на дороге и в ее предприятиях были придуманы и внедрены десятки, если не сотни тысяч рацпредложений. И за каждым из них стояли люди – творчески мыслящие и искренне желавшие улучшить производственные процессы. Поэтому мы и дальше будем обращаться в своих публикациях к рационализаторам и изобретателям ВСЖД, рассказывать о результатах их работы.

Главное же в том, что славные традиции рационализаторской деятельности на ВСЖД продолжаются и сегодня. А это значит, что рационализаторство, зародившееся как движение в советское время, востребовано и при рыночной экономике, в наше, тоже не самое простое время.

Павел Деранжулин, специально для «Байкальских вестей».

На фото: Из номера «Восточно-Сибирской правды»
от 14 февраля 1947 года;

Слесарь экспериментальной бригады В.А. Раюшкин,
мастера Г.Г. Авлов, В.Н. Любавский и токарь
Ф.Т. Михальчук (слева направо) знакомятся
с действием пресса В.М. Кривошеина

 

Уважаемые читатели, Иркутская региональная общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов собирает информацию об истории изобретательства и рационализаторства Иркутской области. Если вы сами, ваши родственники, друзья или знакомые были рационализаторами или имели изобретения, просим предоставить нам информацию об этом на электронную почту – irk_voir@mail.ru.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии