Время, вперед!
Оно, время, стало главным героем работ Николая Опанасенко
В этот день галерея современного искусства «Дом художника» превратилась в кинозал — этого потребовал сам характер юбилейной выставки Николая Астафьевича Опанасенко. 75-летнему автору экспозиции, члену двух творческих союзов России, художников и кинематографистов, хотелось показать не только свои живописные и графические работы, но и фотографию, и киноленты.
Да, лауреат губернаторской премии (2006) Николай Опанасенко — человек неординарный и многогранный, работающий в разных видах искусства. Оттого и выставка сложная, необычная, интересная.
— В ее разделах, — комментирует директор галереи Надежда Куклина, — живопись и кино, графика и фильмография, черно-белая фотография и даже издательская деятельность — самиздат в лучшем виде: книги, где тексты отпечатаны на машинке, переплетенные, изданные штучно...
— Все книги — оригинальные, со своим названием, и в каждой — судьба, — говорит сам Николай Опанасенко. — Рассказать есть о чем — какая жизнь прожита!..
Ольга Пушкина, куратор творческих союзов Иркутской области, выступила на вернисаже от министерства культуры и архивов, вручив юбиляру почетную грамоту министерства за большой вклад в развитие культуры Иркутской области.
Выставка, как это часто бывает в «юбилейной ситуации», ретроспективная, пополненная работами разных лет. Так, с живописными полотнами 60-х годов соседствуют и те, что датированы 2010 годом.
— Николая я знаю много лет, это прекрасный человек и прекрасный художник, разносторонний, многогранный. Меня поразил камерный, неяркий, неброский характер его работ, их душевность и теплота, — говорит от имени правления Иркутской региональной организации Союза художников России Юрий Квасов. — Работы тонкие, прекрасные, лиричные.
— Николай работает в разных техниках — и гуашь, и пастель, масло, — подмечает коллега, живописец Павел Авенариус. —
Он владеет этими техниками в совершенстве. И вообще перед нами человек не застоявшийся: он постоянно передвигается, путешествует, и это не поездки налегке, нужно нести груз —этюдники и краски, бумагу или холсты... Кто заставляет? Душа, видно, того просит, тянет в дорогу. И вся она — в этих полотнах, его нежная, тонкая душа.
Николай Опанасенко родом из среднерусской полосы — города Ефремова, Тульской области; как говорится в его биографии, в годы войны потерял родителей и воспитывался в детских домах. Однако судьба сложилась: его называют талантливейшим выпускником самого крутого в стране кинематографического вуза — ВГИКа — он окончил его по специальности «кинооператор», причем ему повезло: в годы его учебы в программу был введен курс живописи. Такое просуществовало не так долго, но он успел поучиться у известных московских художников Богданова, Школина, Мясникова.
По зову сердца отправился Николай Опанасенко в Сибирь — выбрал распределение в наш город, в Восточно-Сибирскую студию кинохроники. Правда, в момент подготовки к дипломной защите он уже был связан с нашими местами... Вот как об этом рассказывает он сам:
— В 65-м году я объявил на кафедре во ВГИКе тему своей дипломной работы: я решил поехать в Сибирь и снять фильм об Ольхоне. И уж после такого заявления, несмотря ни на какие невзгоды, я обязан был отчитаться на кафедре именно этой работой. Я работал, применяя цвет, широкий экран, — это было очень серьезно по тем временам. Но — сделал. Смонтировали фильм. Готовлюсь к защите. И вдруг Госкомитет по кинематографии объявляет мой фильм «Остров» непригодным для демонстрации на экранах, политически невыдержанным и формальным.
Можете себе представить, какие оргвыводы могли последовать в те времена за этими формулировками! И вот я выезжаю на защиту дипломной работы, но не готовым фильмом, а материалом к нему. Просмотр идет в малом зале Дома кино, публика собралась самая творческая и кинематографическая. Докрутили материал до конца — и раздались аплодисменты! И тогда, и потом меня одолевали противоречивые чувства, ведь фильм тем не менее долгие годы лежал на полке. Я уж не говорю о том, что никаких гонораров не заплатили... Но в то же время я горжусь этим!
Позднее, в 67-м году, я показывал этот фильм аудитории в Доме кино на Одесской киностудии — то же самое. Впечатление было сильным, коллеги порадовались за автора, за сибиряков, но очень удивлялись позиции Госкомитета РФ. «Такой роскошный, видовой фильм — и на полку? Они что, такие богатые?»
И вот сейчас фильм «Остров» можно смотреть, хотя он сильно сокращен. Сегодня, как и в лучшие годы Восточно-Сибирской студии кинохроники, фильм «Остров» воспринимается как классика иркутского документального кино. Гости юбилейной выставки тоже смогли посмотреть этот фильм, как и другие его ленты — «Встречи на БАМе», «Мы строим БАМ» и еще несколько фильмов. В каждой из них в разных формах отражена история Иркутской области.
Искусствовед Юлия Башинова, сотрудник художественного музея, вернула разговор в русло живописных работ:
— Я поздравляю вас с цельной, полнозвучной выставкой. Знаю, как тщательно вы к ней готовились, и вижу: здесь нет ничего лишнего, все продумано от и до. Я рада, что вы показали и свои фотографии, — это уже классика жанра. Проникновенные, чуткие, сделаны они с бережным отношением к человеку. Радуют и этюды к фильму «Остров» — это тоже классика. Я думаю, с годами то, что вы сделали, ваш громадный труд будет по достоинству оценен. Я преклоняюсь перед вашей работоспособностью и высокой культурой во всем, что бы вы ни делали.
Было высказано еще немало добрых слов и пожеланий. Одни вспоминали, как вместе выезжали на этюды, другие узнавали в сюжете картины свой личный опыт, а на фотографиях — лица знакомых.
В своих работах с помощью кинокамеры, фотообъектива или кистей и красок Николай Астафьевич отразил свое время — это десятилетия созидательного труда. Работая оператором на ведущей студии кинохроники, — а Восточно-Сибирская студия действительно тогда гремела, — он снимал строительство Братской и Усть-Илимской ГЭС, строительство БАМа, молодых сибирских городов. И его работы несут печать такой же самоотверженности, энтузиазма, молодого задора, как и сами великие сибирские стройки.
Кстати, как заметили многие, в живописи Николай Опанасенко проявляется как оператор (у него есть работы, очень напоминающие его же кинокадры), и наоборот. И, погружаясь в творческий мир художника, каждый зритель чувствует и его время, и его пространство, и его современников.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.