Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Возвращение шедевра

24 ноября, 2014

В Иркутском областном художественном музее имени В.П.Сукачева в конце октября состоялась презентация картины художника Гавриила Горелова «Псов-рыцарей ведут во Псков».

Гавриил Никитич Горелов (1880—1966) — известный русский художник, лауреат Сталинской премии. Картина «Псов рыцарей ведут во Псков» создана художником в 1947 году под воздействием  фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

По всей видимости, фильм так потряс художника, что он решил запечатлеть одну из его сцен на своем полотне. В Иркутский художественный музей картина поступила в 1948 году из Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР.

По разным причинам картина долгое время хранилась в музее в запаснике, «на валу», как говорят музейщики, но вот спустя 65 лет, в ноябре 2013-го, ее сняли  с вала и приступили к  реставрации.

Реставраторы Светлана Тютикова, Галина Муравьева, Елена Боброва и Наталья Зорина работали ровно год — это рекордный срок для «починки» такого полотна, с которым  наши реставраторы справились, и 31 октября в торжественной обстановке эта картина была представлена взорам собравшихся.

Еще с порога пришедших в музей зрителей встречает музыка Сергея Прокофьева из кинофильма «Александр Невский»  «Вставайте, люди русские», и, еще не видя полотна, посетители  внутренне настраиваются на определенное состояние и атмосферу. А поднявшись на второй этаж и пройдя в зал, зрители видят поистине уникальное полотно: и по своим размерам, которые составляют два на четыре метра, и по художественным достоинствам. Видят в его первозданном виде после долгих лет хранения.

Сюжет многофигурной композиции восходит к героическим страницам нашей древней истории – освобождению Пскова в 1242 году русскими ополченцами и новгородскими дружинами под предводительством Александра Невского от тевтонцев («тевтон» в переводе с латыни — немец), или «псов-рыцарей», как  метко их прозвали русские люди.

По призыву Александра Невского на защиту Отечества поднялись ополченцы из разных городов Руси, чтобы бить «псов», посягнувших на русские  пределы. Сражение закончилось разгромом и пленением немцев.

Художник запечатлел момент, когда ополченцы ведут пленных рыцарей. Народ — главный герой картины, и его эмоции так ярко отразил художник. Здесь и ликование, и радость, и гордость, и слезы о тех, кто погиб… Картина дополнена образами христианских святых, вдохновляющих русских воинов на защиту Отечества.

В том же зале впервые представлены зрителям после долгой реставрации скульптуры XVIII века «Богоматерь», «Иоанн» и «Неизвестный святой».

Проект реставрации и презентации картины осуществлен художественным музеем при поддержке правительства Иркутской области и при участии благотворительного фонда «Иркутский меценат».

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»,
и из коллекции Иркутского областного художественного
музея имени В.П.Сукачева

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии