Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вот это были выборы!

15 августа, 2011

 

 

Десять лет  назад иркутского губернатора
избрали в два тура голосования

 

20-летие событий августа 1991 года совпадает по времени с другой датой — менее известной в масштабах страны, но важной для нашего региона. Речь о выборах губернатора Иркутской области десять лет назад, в 2001 году. Кстати сказать, до сих пор последних. Тогда политический резонанс был внушительным, хотя эта тема и поныне мало популярна в официальных кругах, будто на нее наложен негласный запрет. До 2005 года, когда у власти оставался победитель тех выборов, — потому что его выигрыш не был убедительным. После — так как губернаторские выборы отменены, и главу региона теперь не избирают, а, по существу, назначают (согласование в местном парламенте не меняет существа дела). А значит, в обсуждении, да еще с иных, чем у Кремля, позиций не нуждается ни федеральное руководство, ни приезжие губернаторы-назначенцы. Таким образом, выборы-2001 сохраняют статус одного из «белых пятен» новейшей истории Прибайкалья.

 

Между тем в избирательной кампании 2001 года были и размах, и интрига, и упорная, порой ожесточенная борьба, и, до последнего момента, неясность исхода. Но при характерных для российских выборов «перегибах» жители Иркутской области сами определяли, кто станет губернатором. В этом очевидное преимущество прямых выборов над сегодняшней процедурой «наделения полномочиями». «И прямые выборы, и назначение губернатора не всегда приводят к хорошему результату с точки зрения развития территории, — уверен директор издательского проекта «Кто есть кто в Иркутске» Михаил Зимин. — Но все же легитимность избранного главы региона выше, а его связи с населением и местной элитой, как правило, прочнее. Что касается избирателей, то чем больше выборов, тем они искушеннее в политике. И, наоборот, в этом отношении отмена губернаторских выборов — шаг назад».

Трое из семи кандидатов в губернаторы выделялись как своей известностью, так и наличием широкой избирательной ниши. Это губернатор Борис Говорин, впервые избранный в 1997 году и по завершении четырехлетних полномочий идущий на второй срок; альтернатива внутри партии власти (даже внешне не столь монолитной, как сейчас, — параллельно существовали «Единство» и «Отечество — Вся Россия», а «Единой России» еще не было) — бывший заместитель генерального директора ОАО Иркутскэнерго Валентин Межевич, ставший на старте предвыборной кампании представителем Законодательного собрания в Совете федерации; областной лидер коммунистов,  депутат Госдумы Сергей Левченко. К слову сказать, все они местные (как и остальные четверо).

Будучи выдвинут «некрасной» оппозицией, Межевич как будто через силу выполнял тягостное для него поручение. И это наложило отпечаток на избирательную кампанию сенатора, когда активность штаба сочеталась с вялостью кандидата. В итоге команде Межевича, в которую входили почти все депутаты Госдумы от Иркутской области, а также половина депутатов Законодательного собрания, удалось подточить базу поддержки Бориса Говорина среди избирателей, ограничить пределы популярности губернатора, но этими плодами смог воспользоваться не Межевич, а Левченко. Более того,  выйди Межевич во второй тур — и Говорин выиграл бы у него с большим отрывом. Очевидно, штаб Бориса Говорина допустил ошибку, посчитав главным соперником не Левченко, а Межевича. Сказалось, что экономической основой тех выборов был, прежде всего, передел собственности в региональной энергетике...

29 июля 2001 года не удалось выявить абсолютного победителя, хотя Борис Говорин намного опередил конкурентов, получив 45 процентов поданных голосов. Сергей Левченко был вторым (почти 24 процента), Валентин Межевич — третьим (12,2 процента). Каждый из остальных кандидатов набрал менее пяти процентов, а семь с половиной процентов предпочли в избирательном бюллетене графу «Против всех».

Через три недели, 19 августа, состоялось повторное голосование (второй тур), участниками которого стали Левченко и Говорин, причем теперь для победы достаточно было заручиться не абсолютным (более 50 процентов), а простым большинством. Так и случилось:   победил Говорин, которого поддержали 47,6 процента избирателей, пришедших на выборы, то есть лишь на 2,5 процента больше, чем в первом туре. Левченко, совершив впечатляющий рывок, увеличил начальный результат почти вдвое, до 45,3 процента, уверенно обыграв Говорина в Иркутске и Братске. За главой области осталась, прежде всего, «глубинка» — села, поселки, малые города. Таким образом, избиратели Межевича и большинства кандидатов «второго ряда» поддержали не главу области, а секретаря обкома КПРФ. Это, в общем-то, неудивительно, учитывая недемократический, авторитарный стиль Бориса Говорина, а также сильное давление на Валентина Межевича (включая пресловутый «компромат») перед голосованием 29 июля. Явка избирателей в разгар сезона летних отпусков составила более 36 процентов в первом и свыше 37 процентов во втором туре.

 


Губернаторские выборы 2001 года оставили в памяти ряд ярких картинок. Это и красноватый («зомбирующий») кружок на уличных щитах (биллбордах) в поддержку Бориса Говорина. И публично заявленная после выхода во второй тур готовность Сергея Левченко приостановить, в случае победы, свое членство в компартии, давшая ему немало дополнительных голосов. Но вне конкуренции    спетая тогда впервые песня Александра Маршала песня «Иркутская история», которая посвящена Валентину Межевичу.
 

 

«Некоторые детали подсчета голосов в ночь на 20 августа не прояснятся, по-видимому, никогда, — считает координатор отделения межрегиональной ассоциации «Голос» по Иркутской области, кандидат политических наук Алексей Петров. — Во всяком случае, после того, как Левченко вырвался вперед, обнародование официальной информации прекратилось, а после значительного перерыва было объявлено, что минимальное лидерство Говорина восстановлено».

Губернаторские выборы 2001 года оставили в памяти ряд ярких картинок. Это и красноватый («зомбирующий») кружок на уличных щитах (биллбордах) в поддержку Бориса Говорина, и публично заявленная после выхода во второй тур готовность Сергея Левченко приостановить, в случае победы, свое членство в компартии, давшая ему немало дополнительных голосов. Но вне конкуренции    спетая тогда впервые песня Александра Маршала «Иркутская история», которая посвящена Валентину Межевичу. Песню предполагалось запустить на полную катушку после выхода Межевича во второй тур. Это, как известно, не удалось, но песня оказалась выше политической конъюнктуры, оставаясь широко известной и поныне...

 

Юрий Пронин, «Байкальские вести».
На фото: Борис Говорин, Валентин Межевич, Сергей Левченко 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии