Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Витимский болид: следы на земле и в информационном поле

05 декабря, 2022

Осенью 2002 года жители северных районов Иркутской области наблюдали атмосферное явление, получившее название «Витимский болид». Не зная, к кому можно обратиться за объяснением случившегося, местные власти вышли на Институт солнечно-земной физики Иркутского научного центра СО РАН, и спустя 20 лет доктор физико-математических наук, профессор, директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев рассказал слушателям проекта «Научные Weekend`ы» о том, что известно ученым на сегодняшний день.

Сенсация, сенсация!

– Вся история началась в ночь с 24 на 25 сентября 2002 года, но в Иркутске об этом узнали только 2 октября, – напомнил Сергей Язев. – В Институте солнечно-земной физики ожидается заседание ученого совета, но задерживается председатель совета академик Гелий Жеребцов. Когда он приходит, то у него в руках бумага – факс из Бодайбо…

По факсу было передано рукописное сообщение: «Не зная, куда обратиться, мы, жители г. Бодайбо и поселка Балахтинский Бодайбинского района, в большом телефонном справочнике нашли ваш номер телефона-факса. Просим сообщить информацию о явлении, которое мы наблюдали, если таковая имеется. Либо просим сообщить телефон или адрес компетентных лиц, которые могли бы ответить на наши вопросы. В ночь с 24 на 25 сентября 2002 г. в 1 час 50 минут жители Бодайбо и п. Балахнинский (в 30 км от Бодайбо) наблюдали неопознанное тело. Скорость падения огромная, тело горячее. Вся местность была освещена очень ярко. При соприкосновении тела с поверхностью земли ощущался сильный удар. Земля дрожала, как при землетрясении. Тело упало в нескольких километрах от п. Балахнинский между сопками. Предположительно – метеорит значительных размеров. Из опасений радиоактивного излучения жители не слишком любопытны…».

Возможно, жители и дальше никуда не сообщали бы о таком событии, но в ночь на 1 октября над предполагаемым местом падения наблюдали цветное свечение атмосферы (нечто вроде северного сияния), из-за чего и решили обратиться к науке. На ученом совете решили немедленно передать информацию в МЧС, а заодно в Комитет по метеоритам – общественную организацию, которая работает при Институте геохимии РАН в Москве. Благодаря этим сообщениям немедленно поднялась волна в СМИ: о падении неизвестного тела написал «Интерфакс–Евразия», потом ТАСС и далее другие издания.

– Кроме единственного факса, никакой информации не было, поэтому очень интересно наблюдать, как информация искажалась и дополнялась. В московских СМИ уже шла речь о каких-то «вспышках» на севере Иркутской области, хотя ничего такого не было. Из иркутского издательства «Комсомольской правды» в Бодайбо отправили корреспондента опрашивать людей, и она потом очень удивлялась, что прошло немного времени, а люди показывают направление падения совершенно по-разному. А ведь прошло не 20 лет, как первые опросы после Тунгусского события, – отметил Сергей Язев.

Постепенно удалось установить следующие факты. Свечение было действительно ярким – практически как солнце днем, хотя была глубокая ночь и к тому же сильная облачность. Большинство очевидцев смогли увидеть, как небо осветилось целиком, а в просветах в облаках можно было разглядеть яркое тело с коротким «хвостом». Цвет менялся от ярко-белого до зеленоватого, и что очень важно – многие слышали свист или шелест. Как пояснил Сергея Язев, подобные явления сопутствуют так называемым электрофонным болидам, явлению очень редкому. Если небесное тело пролетает над Землей на большой высоте, звук от него дойдет до наблюдателя позднее, чем свет, через пять-шесть минут. Звуки, сопровождающие летящий болид прямо во время наблюдения, ученые объясняют изменениями в электромагнитном поле, но, по мнению Сергея Язева, процесс этот нельзя назвать до конца изученным и объясненным. Ударная звуковая волна, которая пришла через несколько минут, была достаточно сильной – где-то в домах разбились стекла, где-то упала посуда с полок.

Довольно скоро акцент в обсуждении болида в СМИ сместился к теме финансирования науки. На радиостанции «Эхо Москвы» долго спорили о том, сколько может стоить метеорит, а потом сообщили, что российская экспедиция не смогла вылететь к месту падения – «не хватило средств на аренду вертолета». Тему подхватила иркутская газета «Пятница», которая вышла с заголовком на первой полосе «В Иркутске нет денег на метеорит».

Первая экспедиция

Ученые же думали не о деньгах – никто не знал, куда, собственно, нужно лететь. Небесные тела летят быстро и светят ярко, поэтому их видят с большого расстояния и многие, но куда точно они падают (если падают), сказать трудно. Первое впечатление жителей Балахнинского «вот туда упал, между сопок» было ошибочным, потому что реальное место падения могло быть и за сотни километров от поселка.

Подсказка пришла, откуда не ждали: 13 октября американский новостной сайт сообщил, что военный спутник, предназначенный для слежения за пуском баллистических ракет, засек падение в Сибири какого-то космического тела. В заметке были приведены координаты точки, где спутник засек тело на высоте 60 км над поверхностью Земли, и координаты точки, где спутник потерял это тело, – уже на высоте 32 км. Это уже позволяло понять, по какой траектории летел болид.

Иркутские ученые запросили у метеорологов данные о погоде на день падения и выяснили, что Бодайбинский район в тот день накрыла низкая облачность, шли дожди, а в горах уже лежал снег до 5 см. По отслеженной траектории получалось, что болид летел над Мамско-Чуйским районом в сторону поселка Кропоткин. Институт солнечно-земной физики выделил деньги и организовал командировку для Сергея Язева и Дмитрия Семенова (оба работали в ИГУ и ИСЗФ) на поиски места падения объекта.

Имевшаяся в распоряжении ученых информация позволяла рассчитать количество выделившейся при падении болида энергии – получалось около полутора тысяч тонн тротила, что сопоставимо с небольшим ядерным зарядом. (За последние 25 лет зафиксировано всего 10 метеорных тел, которые по кинетической энергии можно сравнить с Витимским болидом.) Разница состояла в том, что взрыв происходит практически мгновенно, а здесь энергия выделялась постепенно во время полета. Ученые составили карту продолжения траектории и района, где нужно было искать место падения обломков болида. Выяснилось, что в Бодайбо лететь нет смысла: в расчетное место удобнее и надежнее было бы добираться через Мамско-Чуйский район.

Благодаря широкому резонансу в СМИ к экспедиции примкнули журналисты из издания «Итоги», «Комсомольской правды» и газеты «Пятница», а также геолог Александр Перепелов. К сожалению, уже в аэропорту опытного геолога-походника Перепелова сняли с рейса, и экспедиции пришлось отправляться с его картами и компасом, но без него. Большую помощь ученым и журналистам оказывал мэр района Николай Чекалин, организовавший и перелет в Маму, и поиск очевидцев. Среди них оказался и рыбак, который занимался своим промыслом почему-то ночью, и три девятиклассника, вышедших в тайгу за кедровыми орехами. Один из них, наблюдая за полетом болида, успел даже предположить, что «сейчас бабахнет», как действительно «бахнуло» – да так, что в зимовье подпрыгнула железная печка. Эти же подростки утверждали, что утром наблюдали, как в воздухе висит некая «муть», и ученые предположили, что речь идет о распавшемся в пыль веществе метеорита.   

Ученые ехали вдоль траектории падения болида, общались с очевидцами и чем дальше продвигались, тем страшнее были истории. Экспедиции пришлось перебираться через замерзающую реку в брошенный поселок Большой Северный. Когда-то в этих местах добывали слюду, за которой в Маму прилетали по несколько авиарейсов ежедневно. После распада СССР слюда утратила свое значение как сырье, градообразующая отрасль прекратила свое существование, и многие поселки опустели. Преодолев многочисленные трудности почти зимней уже тайги, экспедиция добралась в район, где спутник потерял болид. И не нашла ничего, что можно было бы назвать признаками падения метеорита – кроме нескольких сломанных (вероятно, ударной волной) деревьев.

Вторая экспедиция

Результатом первой экспедиции стали около 30 рассказов очевидцев, записанных в районе падения, и обследованный «район проекции траектории под точкой угасания болида». В течение зимы был предложен остроумный способ выявить место падения обломков болида: нужно было собрать снег в месте, где он пропал с радара, растопить, прогнать воду через фильтры, и, если бы в них осели какие-то микрочастицы, с высокой вероятностью это было бы именно метеоритное вещество. Вторая экспедиция в апреле 2003 года была в основном геохимической – в Мамско-Чуйский район отправились сотрудники Института земной коры как специалисты в этом вопросе, и Сергей Язев как человек, который мог описать траекторию болида.

Экспедиция добралась в район поисков и приступила к отбору проб – для этого нужно было выкопать полутораметровую яму в снегу и с самого низа взять пробу. Снег складывали в полиэтиленовые пакеты, и груз был так тяжел, что не всегда удавалось с первого раза доставить его на базу – иногда приходилось возвращаться на следующее утро. Ученые собрали около 100 килограммов снега и действительно после фильтрации талой воды нашли в фильтрах частицы, которые по внешнему виду, химическому и изотопному составу полностью соответствовали метеоритному веществу.

В журнале «Геология и геохимия» была опубликована совместная статья участников экспедиции, которые могли с полной уверенностью утверждать: осенью 2002 года над Мамско-Чуйским районом пролетел каменный метеорит, в состав которого входили металлическое железо, никелистое железо, иллит и монтмориллонит, армоколит и псевдобрукит, а также сажа. Упомянутый в списке армоколит был впервые обнаружен в лунном грунте и назван в честь первых людей, участвовавших в первой экспедиции на Луну, – астронавтов Армстронга, Олдрина и Коллинза.

Продвижение вглубь

Третья экспедиция в июле 2003 года была организована московской Комиссией по метеоритам, которую интересовали в первую очередь метеоритное вещество, а во вторую – следы ударной волны. В состав экспедиции вошли не только столичные, но и местные, иркутские ученые – геохимики и астрономы. Экспедиция обнаружила большое количество сломанных верхушек и вывалов целых деревьев. По не размытой дождями земле было понятно, что вывалы эти свежие, и можно было бы предположить, что это последствия ураганного ветра. Но запрос в метеослужбу показал, что таких явлений в этом районе в течение года не было и, скорее всего, вывалы происходили именно из-за болида. К сожалению, крупных обломков и кратер найти не удалось, и участники пришли к выводу, что болид был разрушен в атмосфере, а мелкие обломки рассыпались на большой территории.  

Помимо научных экспедиций, в мае 2003 года в районе падения болида побывала экспедиция уфологов (искателей НЛО) из общественной организации «Космопоиск», которую создал и многие годы возглавлял Вадим Чернобров. К тому моменту, когда они отправились в Мамско-Чуйский район, вторая экспедиция уже доказала, что метеорит был, но уфологи решили идти своим путем. Экспедиция ушла в тайгу в мае, во время вскрытия рек, и нашла горелый и вываленный лес. Благодаря видеосъемкам можно понять, что лес пострадал от пожаров, причем раньше, чем прилетел болид, а судя по голым корням деревьев, и упали они за много месяцев до октября 2002 года.

Несмотря на очевидные нестыковки, Чернобров заявил в СМИ, что нашел место, которое можно сравнить с местом падения Тунгусского метеорита, что в тайге упала комета и что участники его экспедиции пили воду изо льда, прилетевшего на этой комете. Уфологи якобы даже отравились этой водой из-за содержащихся в ней радиоактивных веществ и утверждали, что в Иркутской области значительно повысился уровень радиации. Чернобров утверждал, что своими глазами видел уничтоженные записи из журналов наблюдений МЧС и беседовал с главным санитарным врачом Иркутской области, подтверждавшим информацию о росте излучения. Но никто из чиновников и офицеров МЧС никогда Черноброва в глаза не видел, о чем и писали в СМИ опровержения. Публикации Черноброва оставили большой след в интернете, но никакого отношения к реальности они не имеют.

– На Землю из космоса постоянно падают метеориты, вот карта с 1988 по 2021 год. Самый большой красный кружок на этой карте – знаменитый Челябинский метеорит, а зеленый со стрелочкой – это как раз Витимский болид. Он далеко не самый крупный, – отметил Сергея Язев.

По современным оценкам, Витимский болид был каменным телом диаметром около трех метров, которое разрушилось на большой высоте и выпало на поверхность планеты в виде очень мелких обломков, искать которые бесполезно. Московские и иркутские ученые в 2003 году много спорили о том, может ли ударная волна прийти с высоты 30–60 км и повалить деревья. Падение Челябинского метеорита показало, что все возможно: одних только стекол было выбито на миллиард рублей, отчего пострадало около 1300 человек. Хорошо хотя бы то, что за прошедшие два десятилетия человечество научилось обнаруживать даже такие относительно небольшие небесные тела, как Витимский болид, в ближайшем космосе.  


1у.jpg2у.jpg3у.jpg4у.jpg5у.jpg

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Иллюстрации из презентации Сергея Язева.

На фото: Из откликов в центральных
и региональных СМИ осенью 2002 года;

Расчетная траектория Витимского болида;

Мэр Мамско-Чуйского района Николай Чекалин
и юный очевидец падения метеорита

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии