Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вестник о детстве

17 января, 2022

К 104-й годовщине образования комиссий по делам несовершеннолетних

Когда «Вестник комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Иркутской области» (№ 1 за 2021 год) оказался в моих руках, то захватил многоплановостью проблем и путей их решения, неравнодушием редакционного совета к злободневным вопросам современности и не отпускал, пока я не взялся за статью на заданную тему. Оглянувшись в историю, я узнал, что 104 года назад, 14 января 1918 года, постановлением Совета народных комиссаров, подписанным председателем Совнаркома В.И. Лениным, была образована Комиссия по делам несовершеннолетних. Тем самым в стране было положено начало деятельности государственных органов по охране прав несовершеннолетних, предупреждению детской безнадзорности и правонарушений, оказанию подросткам всесторонней помощи в образовании и социально-бытовом устройстве.


1ч.jpg

На Руси издавна оказывалась помощь детям, оставшимся без родителей. Так, великий князь Владимир Мономах в начале XII века издал указ, обязывавший монастыри и крупные храмы организовывать детские приюты или богадельни. До XVII века опека над сиротами возлагалась на ближайших родственников и контролировалась приходскими священниками. В 1682 году государь Федор Алексеевич, старший брат Петра Первого, приказал строить «дворы призрения», в которых нищенствующих детей воспитывали и обучали наукам, ремеслам и домохозяйству. При правлении Петра Великого за счет государственной казны и частных пожертвований широко развернулось опекунство, для брошенных детей возводилась сеть воспитательных домов и госпиталей, за их участью следили государственные магистраты. В те времена даже при живой матери ребенку назначался мужской опекун.

В последующий период монархического правления усиливался контроль за сохранностью имущества детей-сирот, получила распространение сеть благотворительных учреждений для детей с физическими недостатками. В 1838 году в Иркутске для молодых воспитанниц был открыт Сиропитательный дом купчихи Елизаветы Медведниковой. Ныне это здание сельскохозяйственной академии по улице Тимирязева. Другое благотворительное заведение, Базановский дом для призрения детей, был построен в 1883 году на средства иркутского золотопромышленника Ивана Базанова. Этот дом мы видим сегодня на перекрестке улиц Ленина (Амурской) и Свердлова (Баснинской), и он известен как глазная клиника Иркутского медицинского университета. В конце XIX – начале XX века сюда ежегодно принимали до тысячи младенцев в возрасте до одного года, подкидышей и детей от неимущих родителей. Право на жизнь и воспитание в семье относится к числу фундаментальных прав ребенка, поэтому распорядители Базановского дома передавали питомцев на воспитание в благонадежные семьи и следили за их судьбой до восьмилетнего возраста. К 1917 году в России действовало свыше одиннадцати тысяч благотворительных учреждений и 538 приютов.

После Октябрьской революции советское правительство провозгласило политику социального воспитания «детей республики», взяв на себя обязанность заботы о безнадзорных, обездоленных и осиротевших детях. В начавшейся смуте революционных событий и гражданской войны и при общем падении нравственных устоев страну заполонила армия беспризорников, к которым применялись меры воспитательного и принудительного характера. Власти начали устраивать сирот в интернаты и детские дома; судебные процедуры и тюремные заключения по отношению к подросткам были отменены с передачей дел о правонарушениях на рассмотрение созданным комиссиям. При этом система имущественных прав детей также была отменена, из подрастающих граждан предстояло воспитывать творцов бесклассового коммунистического общества.

Несмотря на принимаемые меры, в 1921 году было зарегистрировано около семи миллионов беспризорных детей, представлявших реальную угрозу для программы восстановления страны. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах преступности, проституции, угрожает детскому поколению самыми тяжелыми последствиями», – писал Дзержинский, направленный на борьбу с беспризорностью. Потребовалось принятие кардинальных мер с возвратом к судебным рассмотрениям детской преступности. В НКВД были введены детские изоляторы и трудовые колонии. Дошло до того, что за особо тяжкие преступления к детям с двенадцатилетнего возраста применялась «высшая мера социальной защиты». В тридцатых годах детские дома стали закреплять за заводами и колхозами, что способствовало решению финансовых и жилищных проблем, трудоустройству воспитанников. Однако политические репрессии конца тридцатых годов вновь больно ударили по детскому поколению. «Приютами» детям «врагов народа» стали десятки детских колоний, в лучшем случае – детские дома и школы-интернаты.

Во время Великой Отечественной войны беспризорных детей практически не было, их забирали в суворовские, нахимовские и ремесленные училища. В грозный час государство заботилось о детстве, что же творилось на оккупированных территориях, о том статистике не известно. Зато к окончанию войны, по статистике Центра военно-справочного стола, на учет было поставлено два с половиной миллиона детей, оставшихся без попечения родителей, а официальная цифра численности детей-сирот в СССР подскочила до шестисот тысяч. В послевоенные годы матери-одиночки, жившие на грани бедности и нищеты, сдавали детей в детские дома, которых насчитывалось шесть с половиной тысяч. В них проживало 636 тысяч воспитанников. Устрашающая статистика, с которой удалось справиться по мере налаживания мирной жизни и взросления детей войны. В 1961 году в стране были вновь повсеместно образованы комиссии по делам несовершеннолетних, ставшие основным координационным звеном государственных органов в работе с детьми. Больше внимания стало уделяться профилактической и воспитательной работе.

За первые пятнадцать лет постсоветской России численность сирот увеличилась втрое, превысив сто тридцать тысяч детей. Страна словно провалилась в страшные двадцатые годы прошлого века. В Иркутске и других городах области в рамках операции «Бродяга» проводились ежедневные рейды по вокзалам, подвалам, чердакам и канализационным колодцам, откуда подбирались оборванные, больные и истощенные беспризорники. Приюты не выдерживали вал беспризорности. В летние сезоны разворачивались загородные палаточные лагеря, в которых размещалось до тысячи «трудных» подростков. В школах, как и в послевоенные годы, открывались разновозрастные классы. Иркутск стал тогда спасительным центром для маленьких бродяжек едва ли не всей Восточной Сибири и даже за ее пределами.

В последующие годы комплекс принимаемых мер дал свои результаты, однако и сегодня социальное сиротство остается одной из главных проблем. В Иркутской области в очереди на получение жилья стоят более десяти тысяч детей-сирот, половина из которых старше двадцати трех лет. В среднем им приходится ждать жилплощадь около десяти лет, поэтому скорейшее решение проблемы является задачей правительства. Тем не менее за последние годы число «отказных» новорожденных детей снизилось втрое. В домах ребенка реализуется проект «Как дома», благодаря которому в детских группах улучшается психологический климат, малыши подготавливаются к жизни в семье. Важным направлением стала программа выявления случаев жестокого обращения с детьми и принятия мер к их предотвращению.

На доме № 1 по улице Володарского (ранее Благовещенской) иркутяне видят памятную табличку о том, что здесь в тридцатых годах прошлого века располагалась «База курносых», где писатель И.И. Молчанов-Сибирский вел литературный кружок школьников. Под его руководством юные литераторы написали две книги о своих делах и увлечениях – «База курносых» и «В гостях у Горького». Сегодня в этом здании, памятнике истории, располагается Иркутский реабилитационный техникум, специализированное учебное заведение для детей-инвалидов, обучающихся по десяти специальностям – от каменщика до мастера по обработке цифровой информации. Более ста пятидесяти учащихся техникума, преодолевая физические недостатки, овладевают профессиями, готовят себя к трудовой жизни. Ученикам выплачивается социальная стипендия, дети-сироты поставлены на государственное обеспечение. Техникум имеет два учебных корпуса и общежитие на семьдесят мест, но эта категория лиц, как никакая другая, нуждается в постоянном внимании и поддержке не только материально-техническими средствами, но и в культурно-досуговых мероприятиях. Читатели этой статьи, имеющие к тому возможности, могли бы оказать добродетель учащимся детям с неполноценными физическими данными.

Но вернемся к «Вестнику областной комиссии по делам несовершеннолетних», издаваемому с 2011-го с периодичностью два выпуска ежегодно. Издания состоят из ряда разделов, в которых публикуются статьи авторов или авторских коллективов из разных муниципальных образований Прибайкалья. В них размещаются учебные и методические материалы, разработки по воспитанию и психологии детей, обмену опытом педагогической и патриотической работы и даже есть раздел «Говорят дети». Эти пособия носят уникальный характер, поскольку не только являются значимым подспорьем для специалистов, работающих с детьми, но и отвечают на многие вопросы, возникающие у родителей.

Вестники имеются в областной библиотеке имени И.И. Молчанова-Сибирского, Научной библиотеке ИГУ имени В.Г. Распутина, в Государственном архиве Иркутской области, а также доступны широкому кругу читателей на сайте областной КДН.

Пожелаем редакционному совету Вестника дальнейших успехов в благородном деле.

Александр Ведров, член Общественного совета
при аппарате губернатора и правительства
Иркутской области,
специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии