Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Велено передать наверх

22 декабря, 2014

Правительство области и администрация Иркутска разошлись во мнениях по поводу земли

Проект закона Иркутской области «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и правительством Иркутской области», предполагающий передачу на региональный уровень трех полномочий по распоряжению земельными участками и четырех полномочий по размещению рекламных конструкций, одобрен на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания 15 декабря. Законопроект регулирует отношения в Иркутске и Иркутском районе, при этом муниципальные власти указывают на противоречие областного закона федеральному законодательству и неоднозначную практику работы регионального правительства.

Министр имущественных отношений Иркутской области Антон Протасов в своем выступлении сообщил, что в ряде российских регионов приняты законы, предполагающие передачу вообще всех полномочий (за исключением формирования органов местного самоуправления и распоряжения местным бюджетом). В Иркутской области даже полномочие по рекламным конструкциям является «чисто декларативным», поскольку дороги находятся в муниципальной собственности.

Представители администрации Иркутска отметили, что по ходу обсуждения в рабочих группах в проект закона были внесены радикальные изменения, существенно изменившие суть этого закона. По мнению городских чиновников, это свидетельствует о непродуманности закона. Так, например, все федеральное законодательство направлено на приближение полномочий к конечному потребителю. И они передаются на самый нижний уровень муниципальной власти, в то время как обсуждаемый законопроект относит их на максимально высокий. Более того, законопроект говорит о передаче от города к области полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. Но у городских властей на данный момент нет таких полномочий, то есть предлагается передать то, чего нет. Этот факт может даже стать поводом для оспаривания закона.

Предложенный правительством проект закона противоречит пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса, в которой записано, что для  утверждения схемы земельного участка заявитель должен обратиться в орган местного самоуправления. Это требование обусловлено в первую очередь тем, что именно органы местного самоуправления ведут реестр городских сетей, эта информация является секретной и не может быть передана никакому другому органу. Существует и риск возникновения конфликта интересов между городской администрацией и правительством в том случае, когда на один и тот же участок будут выданы два исключающих разрешения — например, на застройку и на ремонт городских сетей.

Администрация Иркутска отмечает, что при заключении договоров аренды между правительством и юридическими лицами у администрации города нет возможности проверить параметры этих договоров. Это приводит к тому, что многие объекты, возведение которых признанно незаконным, строятся именно на таких участках и администрация бессильна повлиять на ситуацию.

Заместитель мэра Иркутска Алексей Альмухамедов в своем выступлении отметил, что в отношении законопроекта не была проведена процедура проверки регулирующего воздействия, которая является обязательной в соответствии с постановлением правительства области, принятым в декабре 2013 года. По этому поводу к министру имущественных отношений обратилась не только администрация города, но и общественная организация предпринимателей «Деловая Россия».

— С сентября 2013 года по декабрь 2014 года администрация города Иркутска добилась демонтажа 86 незаконно возведенных конструкций, правительство Иркутской области этим вопросом не занималось, несмотря на неоднократные обращения мэрии, — заявил Алексей Альмухамедов. — Более того, заместитель министра имущественных отношений направил в администрацию города письмо: «Обращаем ваше внимание, что действующее законодательство не предполагает информирование органов местного самоуправления при осуществлении правительством Иркутской области полномочий по распоряжению земельными участками».

Антон Протасов в ответ на это заявил, что правительству переданы все полномочия, и работа по сносу незаконных конструкций ведется, информация поступает в правоохранительные органы. Администрация Иркутска, в свою очередь, до сих пор не передала в правительство ни один из договоров аренды, несмотря на то, что дело рассматривалось в суде и администрация города должна выплатить за свое бездействие штраф в размере 300 тыс. рублей.

Несмотря на разногласия между правительством и органами местного самоуправления, члены комитета приняли решение принять сторону правительства и принять закон в первом и окончательном чтении. Что, собственно, и произошло на сессии 17 декабря.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии