Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В тени Иерусалимской горы

15 декабря, 2014

 

«Китайская слобода», или 133-й квартал: проектировщики
предлагают Иркутску развитие вокруг «торговой оси»

Смутные слухи о больших переменах, намеченных в той части города, что ограничена улицами Карла Либкнехта, Софьи Перовской, Подгорной и Тимирязева, появились практически сразу после того, как весной 2014 года прекратил свою работу стихийный рынок «шанхайка». Версии звучали разные, но к середине осени контуры будущей реконструкции стали более или менее понятны — и сразу вызвали решительное неодобрение почти у всех, кто интересовался темой.

Мы долго работали и готовы доложить

Чтобы прекратить обсуждение слухов и начать обсуждать уже сам проект, областное отделение Союза журналистов России организовало 27 ноября небольшую презентацию и обсуждение проекта, в котором приняли участие как его авторы, так и те, для кого все это стало большой новостью, — в том числе известный иркутский художник-краевед Олег Беседин и министр культуры Иркутской области Виталий Барышников. Представлять проект выпало руководителю общественной организации «Человек И» Сергею Маяренкову и главному архитектору проекта Елене Григорьевой. Руководитель проекта, экс-депутат Законодательного собрания и экс-руководитель Фонда развития области Алексей Козьмин был в Иркутске несколькими днями ранее, но остаться и присутствовать на презентации не смог. За социологическую часть проекта отвечает руководитель Центра независимых социальных исследований Михаил Рожанский.

Сергей Маяренков кратко представил всех участников группы, занимавшейся разработкой проекта, — помимо иркутян и бывших жителей города в нее вошли иностранные специалисты. Основная идея, которой руководствовались авторы проекта, состоит в том, что объекты исторического и культурного наследия, расположенные на интересующей их территории, должны быть спасены и, если потребуется, восстановлены. Ни для кого не секрет, что в последние годы на территории между Подгорной и Тимирязева городские власти, да и вообще никакие другие власти Российской Федерации никакого веса не имели. Памятники в лучшем случае подвергались варварской реконструкции (когда вместо деревянных окон прорубался грузовой люк в половину стены), в худшем – полностью уничтожались и на их месте появлялись либо многоэтажные гостиницы для торговцев, либо контейнерные склады и мастерские. В нескольких случаях владельцы участков по четной стороне Подгорной умудрились даже врыться в склон горы, совершенно не думая о том, что грунтовые воды могут однажды подмыть нависающий склон Иерусалимской горы и снести их халупы вместе с частью улицы.

Второе принципиальное положение проекта состоит в том, что уже существующие учебные, медицинские, социальные и общественные здания, расположенные в этом районе, должны остаться на своих местах. И в ряде случаев даже расшириться. Никто не планирует сделать эти девять или десять кварталов города полностью торговыми — напротив, торговые точки становятся привлекательными именно из-за смешанного характера их окружения. Собственники некоторых участков, с которыми уже проведены переговоры, выразили желание построить гостиницы — высокого класса и достаточно дорогие, чтобы окупить скромные площади. Сохранится и жилая застройка, хотя жить в новом окружении — если все случится, как задумано, и врагу не пожелаешь.

В основу проекта, призванного изменить нынешнее состояние района, положена идея так называемой торговой оси Иркутска. Как рассказала Елена Григорьева, первые наметки этой оси возникли еще в XIX веке, когда иркутяне и жители города перемещались между Толкучим (сейчас площадь Труда перед цирком) и Хлебным (сейчас Центральным) рынком. В постсоветское время ось удлинилась: сейчас за одну ее крайнюю точку архитекторы и социологи принимают торговый центр «Меркурий» на улице Рабочей, а за противоположный — «Новый рынок». В эту ось вполне логично вписывается торговый центр «Сезон» на улице Пролетарской, многочисленные торговые точки на улице Урицкого, торговые площади между улицами Партизанской и Байкальской и торгово-развлекательный комплекс «Карамель».

От фабрики до карданного завода

В теории все выглядит прекрасно, но всем, кажется, должно быть понятно, что практически никто не станет гулять пешком по маршруту «Меркурий» — «Новый рынок». Во-первых, это очень далеко, а с покупками еще и тяжело. Во-вторых, на этом маршруте просто нет нормальных тротуаров. Некоторые участки — например, на углу Карла Маркса и Пролетарской — с октября по апрель просто опасны для жизни потому, что постоянно покрыты льдом и имеют уклон в сторону проезжей части. В-третьих, значительная часть пути заставлена припаркованным транспортом (практически вся Пролетарская), а ситуацию вокруг Торгового комплекса Елена Григорьева описала как «пробка из людей».

Авторы проекта полагают, что в любом случае район от входа в ЦПКиО (или Иерусалимское кладбище, кому как нравится) должен быть полностью пешеходным. Для этого будут проложены деревянные тротуары, восстановят лестницу от входа в парк-кладбище и даже предложено замостить деревом площадь, на которой сходятся улицы Подгорная, Софьи Перовской и Борцов Революции. На этой площади архитекторы чисто интуитивно предложили устроить фонтан, а после изысканий в архивах выяснили, что именно в этом месте был один из важнейших городских колодцев. Для повышения привлекательности места авторы проекта предложили открыть рядом с лестницей к парку музей дерева (идея честно позаимствована у какого-то прибалтийского городка). А на месте участков, занятых сейчас домами № 11—19 по улице Софьи Перовской, создать иркутский «чайна-таун», то есть улицу торговых точек, медицинских салонов, музеев и прочих объектов, стилизованных под императорский Китай.

Принципиально важный момент отношений с собственниками участков Сергей Маяренков описывает с оптимизмом. Да, кто-то может и не захотеть заниматься бизнесом с китайским уклоном — ему предложат участок муниципальной земли, и даже большей площади. Более того, вроде бы удалось договориться даже с крупными собственниками, которые планировали застроить район в прямоугольнике Байкальская — Тимирязева — Партизанская – Софьи Перовской многоэтажными торговыми центрами. Вместо него будет несколько центров в два-три этажа, соединенных между собой переходами на уровне второго этажа, а вся территория внизу будет разбита на небольшие площадки и даже скверы с фонтанами. На предварительных рисунках выглядит просто прекрасно, тем более что есть вариант соединить пешеходной улицей улицу Чехова и улицу Софьи Перовской, сделать проходными все дворы между Тимирязева и Горной.

Оптимизм разработчиков понятен: с унылым лицом ничего не продашь. Но с точки зрения банального здравого смысла многое в проекте кажется утопическим. Принципиальный момент — пешеходная зона. Елена Григорьева особо отмечала, что та же «китайская» улочка будет ориентирована на покупателей с высоким достатком. Но такие люди принципиально не ходят пешком, тем более в Иркутске, который вообще не для пешеходов, — посмотрите, сколько тротуаров заканчивается веселыми оранжевыми заборами, сколько пешеходных переходов упирается в них же. Половину года у нас холодно ходить на большие расстояния. Если не холодно, то грязно — посмотрите на машины, припаркованные вдоль Тимирязева, и посочувствуйте владельцам. В торговых районах никто не чистит тротуары — ни от снега, ни от грязи, ни ото льда. И если новый район будет, как это планируется, лишен общественного транспорта (а остановку автобусов с Байкальской и междугородного транспорта с Софьи Перовской вроде бы планируют убирать), он будет забит частными машинами.

На своих двоих

Можно даже не спорить на этот счет, достаточно посмотреть на 130-й квартал: все дороги вокруг него забиты машинами, впритык, бампер к бамперу. Причина очевидна: единственная остановка общественного транспорта поблизости — это остановка троллейбусов возле Музыкального театра, все остальное либо далеко, либо крайне неудобно и опасно для жизни. Пока такой квартал в городе один, он забит битком, но если появится альтернатива — кто знает. Заметим кстати, что проектировщики постарались сделать 130-й квартал общедоступным, но все владельцы зданий постарались максимально закрыть свою территорию заборами, шлагбаумами, чем угодно. Не ждет ли нас то же самое в новом районе?

Вы ничего не понимаете, скажут нам архитекторы и будут приводить многочисленные примеры из других городов. Южные приморские города отбрасываем сразу, как заведомо некорректное сравнение. Давайте обсуждать по-честному, сопоставимые вещи. В Красноярске, например, есть несколько почти пешеходных кварталов в самом центре. Почти — потому что улицы, идущие от Енисея, пешеходные, а те, что ведут вдоль реки, — это несколько полос дороги с многочисленным общественным транспортом. Расстояние между магистралями такое, что даже с малолетним ребенком или с коляской его можно пройти за три-пять минут, при этом все идеально чисто — еще бы, в двух шагах от краевого правительства, управления ФСБ и ГУВД. Да, Иркутску можно брать пример, но совсем лишать значительную территорию города общественного транспорта и уповать на пешую доступность — это довольно наивно. А уж представить себе богатого туриста, марширующего с перехватывающей парковки куда-то на Подгорную, и вовсе смешно.

Не совсем понятно и пристрастие проектировщиков к открытому пространству и фонтанам. Мы живем в Сибири, в Иркутске уже есть несколько фонтанов. Первый факт говорит о том, что минимум семь-восемь месяцев в году у нас нельзя сделать ни кафе под открытым небом, ни вообще какое бы то ни было продолжительное мероприятие. Второй факт позволяет пойти и посмотреть — что такое фонтан в Сибири осенью и зимой. Это просто яма, засыпанная в лучшем случае снегом, в худшем — мусором. Весной каждый раз возникает вопрос о содержании, и городская администрация сообщает о решении профинансировать фонтан как о большой социальной победе.

Не очень верится и в добрую волю всех владельцев земельных участков. Как рассказала Елена Григорьева, владелец ТЦ «Карамель», в отличие от ряда других предпринимателей, отнесся к проекту прохладно и заявил о желании увеличить территорию своего объекта вплоть до улицы Подгорной, то есть в несколько раз. Тот факт, что в предложенную концепцию такое здание никак не вписывается, владельца не смущает: в конце концов, он тут давно, а проект еще никем не принят и не утвержден.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Проектировщики предлагают распространить
китайский стиль на центральную часть Иркутска

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии