Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В помощь дольщикам

03 марта, 2011

 

 

 

28 февраля состоялось очередное заседание Экспертного совета при фракции «Единая Россия». В повестку дня были включены три вопроса: о формировании Дорожного фонда, о проекте закона Иркутской области «Об отдельных мерах по защите прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства» и об обращении в правительство РФ с просьбой внести поправки в федеральный закон о высшем и послевузовском образовании.

 

По предложению председателя Экспертного совета депутата ЗС Геннадия Нестеровича первый вопрос был сразу снят с повестки дня: через час после начала заседания Экспертного совета руководство ЗС было приглашено на совещание с участием депутата Государственной думы Виталия Шубы, посвященное именно процедуре создания Дорожного фонда. Член экспертной группы по экономическому, финансовому и налоговому законодательству Ирина Кравец изложила для членов совета предложения, уже включенные в проект закона «Об отдельных мерах по защите прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства», и немного рассказала о тех предложениях, которые экспертная группа предлагает в закон внести. Этот документ, кстати, стал первым в Иркутской области законопроектом, текст которого находится в свободном доступе на сайте министерства имущественных отношений именно для того, чтобы граждане могли высказать свои замечания.

Небольшой по объему текст закона содержит пять глав. Главное предложение состоит в том, что в области будет создана специализированная организация, которая будет содействовать завершению строительства проблемных объектов, — фонд. В наблюдательный совет фонда предполагается включить по два представителя от правительства и Законодательного собрания, по одному — от Ассоциации муниципальных образований, саморегулируемой организации строителей области и иных общественных организаций. Создаваться фонд будет по постановлению министерства имущественных отношений Иркутской области, а заниматься он будет привлечением инвестиционных средств для завершения строительства.

Один из пунктов закона допускает, что фонд может привлекать кредитные ресурсы и выпускать ценные бумаги и даже выплачивать пострадавшим участникам долевого строительства компенсацию доли проблемного объекта в виде ценной бумаги с учетом рыночной стоимости объекта и затрат на его достройку. Депутаты поняли закон таким образом, что правительство, по сути, берет на себя обязательства по завершению строительства и создает дополнительную нагрузку на областной бюджет. В области на сегодня имеются 2300 просроченных договоров долевого строительства и несколько десятков объектов разной степени легальности и стадии строительства. На каждый объект необходимо от 20 до 30 млн рублей, по самым грубым оценкам, цена вопроса составляет от 800 млн до 1,2 млрд рублей.

Проблемным объектом по закону признается любой многоквартирный дом или иной объект недвижимости, в строительство которого привлечены денежные средства граждан, но застройщик не выполнил свои обязательства в срок. В то же время не считаются проблемными дома, в которых на одну квартиру предъявляются права двух и более лиц; дома, возводящиеся без правоустанавливающих документов или без разрешения не строительство. Пострадавшим участником долевого строительства признается только тот дольщик, которому квартиру не предоставили в срок. Для учета таких дольщиков в области будет создан электронный реестр, включение в который будет производиться на основании личного заявления.

 

Члены Экспертного совета “Единой России” рассмотрели и приняли план работы на год. В марте предполагается рассмотреть вопрос о распределении ставок за единицу объема лесных ресурсов между областным и федеральным бюджетами в пропорции 50 на 50 и внесении соответствующей законодательной инициативы на федеральный уровень; в апреле — поправки в закон о фонде содействия реформированию ЖКХ; менее конкретно, во втором квартале, — закон о муниципальных выборах в Иркутской области; по мере принятия соответствующего федерального закона  проанализировать вопросы качества обеспечения медицинской помощью в Иркутской области. Весьма интересной может быть дискуссия по проекту закона Иркутской области об установлении ограничений в сфере розничной торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема.

 

Контролирующий орган будет вести и реестр застройщиков, причем этот реестр будет разделен на две части — тех застройщиков, которые работают более трех лет без перерыва, и менее трех лет (то есть новичков на рынке). Застройщик может быть признан недобросовестным, если он не передал объект долевого строительства в течение трех месяцев, не исполняет положения Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» или в течение года был два и более раз привлечен к административной ответственности.

Глава 3 закона рассказывает о мерах государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства: правительство должно содействовать созданию кооперативов и товариществ собственников жилья; содействует передаче земельных участков товариществам собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, а объектов — фонду для завершения строительства (комментируя этот пункт, представитель правительства заявил, что это делается методами, «не подлежащими описанию в законе»); содействует привлечению инвестиционных ресурсов; осуществляет взаимодействие с федеральными органами власти и органами местного самоуправления. Депутаты задали представителям правительства области вполне резонный вопрос: а в какую сумму обойдется бюджету создание фонда? Ведь всем памятна история ОАО «Управляющая инвестиционно-строительная компания» (УИСК): в нее было вложено 15 млн бюджетных рублей, а продать удалось всего за миллион.

Дискуссия продолжалась почти час и завершилась довольно противоречиво: с одной стороны, председатель правительства РФ Владимир Путин во время селекторного совещания поставил перед всеми регионами задачу принять аналогичные законы до 1 апреля 2011 года, и часть депутатов готова была поддержать закон потому, что это «лучше, чем ничего». Но с другой стороны, правовое управление ЗС отметило, что у области по закону слишком мало полномочий и слишком много обязанностей. Депутат Юрий Фалейчик предложил прописать задачи, которые берет на себя область, в виде областной целевой программы, а сам законопроект для начала показать прокуратуре области и попросить ее сотрудников оценить перспективы работы по новому закону. Точку в спорах, которые шли на все более повышенных тонах, поставил Геннадий Нестерович, обратившийся к разработчикам с констатацией: депутаты в принципе не против закона и сознают его необходимость, но по многим высказанным замечаниям необходимо закон доработать и исправить.

На рассмотрение обращения на имя Владимира Путина — с просьбой рассмотреть поправки в закон РФ «Об образовании» — у депутатов осталось всего четыре минуты, и они, конечно же, в регламент заседания не уложились. Суть предложения состояла единственно в том, чтобы ввести для детей из многодетных семей льготы при поступлении в вузы. Один из членов Экспертного совета поставил на обсуждаемом письме крест, просто напомнив, что в обсуждавшемся недавно законе об образовании (в ближайшее время президент внесет его в Государственную думу) есть единственный критерий: качество знаний — и вообще никаких льгот ни для кого.  Другие члены совета настаивали на реалистичности своих предложений с таким рвением, будто у каждого в семье не менее десяти детей. Геннадий Нестерович остудил все головы разом, напомнив, что на последней по времени сессии Государственной думы из 17 предложений регионов ни одно не получило поддержку депутатов, более того — Госдума и выслушать-то согласилась всего одно обращение.

В заключение своей работы члены Экспертного совета рассмотрели и приняли план работы на год. В марте предполагается рассмотреть вопрос о распределении ставок за единицу объема лесных ресурсов между областным и федеральным бюджетами в пропорции 50 на 50 и внесении соответствующей законодательной инициативы на федеральный уровень; в апреле — поправки в закон о фонде содействия реформированию ЖКХ; менее конкретно, во втором квартале, — закон о муниципальных выборах в Иркутской области; по мере принятия соответствующего федерального закона  проанализировать вопросы качества обеспечения медицинской помощью в Иркутской области. Весьма интересной может быть дискуссия по проекту закона Иркутской области об установлении ограничений в сфере розничной торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема.

Досадно лишь, что другие фракции в Законодательном собрании не имеют собственных экспертных советов, — конкуренция между разными группами специалистов могла бы оказать стимулирующее воздействие на все политические силы региона.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии