В гармонии с миром
Открылась выставка Владимира Кузьмина «Иркутск и иркутяне»
С иным художником хочется много и обстоятельно говорить о его работах — что хотел сказать, почему так, а не иначе, выразил мысль, что стоит за каким-то конкретным живописным образом. У Владимира Кузьмина спросить хотелось только об одном — где он берет столько тихого, но такого уверенного оптимизма, чтобы показывать своему зрителю улицы, дома, природные уголки такими просветленными?
Потому что, увидев такое обилие его работ, какое открылось нам на юбилейной выставке, я была поражена тем свечением, что отмечало чуть ли не каждую его работу. Золотистые блики-зайчики, разметавшиеся по траве и кронам деревьев, разбросанные по лицам людей, закатное золото, разлитое по вечереющему небу, — все это давало эффект щедрого солнечного пиршества, происходящего уже здесь, в выставочном зале.
Может быть, художнику передалось общее предъюбилейное настроение и он намеренно показывает нам лишь светлые стороны жизни? Но многие полотна создавались задолго до юбилея, да и сам художник вряд ли мог проникнуться чьим-то чужим, заемным настроением. Нет, это свойственно самому Кузьмину, это его мироощущение, его палитра.
Иркутянам это имя давно и хорошо знакомо. Заслуженный художник России, лауреат премии Аркадия Вычугжанина, лауреат Губернаторской премии 2010 года. Свою выставку, названную просто и точно — «Иркутск и иркутяне», Владимир Александрович Кузьмин посвятил 350-летию Иркутска и приурочил к своему 75-летию. Обращение к родному городу оправданно и понятно: здесь он родился, учился в художественном училище, здесь проходит его творческая жизнь, здесь он продолжает много и плодотворно работать.
Человек деликатный и напрочь лишенный напористости, которая в наше время почитается чуть ли не за доблесть, он и в своих работах такой — добрый, душевный, мягкий. Вы замечали, каким кротким становится вечернее солнце, освещая предметы боковым светом? Вот таким кротким кажется и уходящий в прошлое город на его полотнах, с его старинными улочками, деревянными и каменными постройками, отживающими свой век.
Иркутск, в особенности Иркутск уходящий, — одна из самых близких художнику тем. Его город — это город весны и лета, осени и зимы, и сие — не просто банальное отражение сезонных прелестей того или иного пейзажа, но глубинное настроение возрождения или умиротворенного увядания, плодоносного расцвета или неизбежной успокоенности…
«Время собирать — и время разбрасывать камни…» Но и в этих приметах бытия у Владимира Кузьмина нет обреченности — есть обнадеживающая повторяемость, просветленная вера в правильность сложившегося миропорядка. Потому его осенние пейзажи — это не грязь и распутица, а лужи, отражающие высокое небо, празднично белый первый снег или все то же золото осенних лиственниц, кленов, тополей. Его зима — это контраст потемневших от времени иркутских домиков и белых крыш, сугробов, перил, куполов. Его лето — это пронизанные солнцем беседки, дворы, не тронутая зноем чистая и свежая зелень.
Художник любит передавать настроение утра, но особое отношение — к вечеру. Вечерний город, вечерние улицы, когда дневная суета отступает, люди успокаиваются, когда каждое окошко согрето светом зажженных ламп. На этот свет, на уют домашних очагов собираются их хозяева, а сами дома, кажется, смотрят на мир потеплевшим взглядом окон. Что может быть дороже, чем родной дом, где тебя ждут?
А как интересно всматриваться в пейзажи, узнавая знакомые силуэты улицы Большой — и отмечая те перемены, которые произошли с нею в последние годы.
Портреты своих товарищей, друзей, собратьев по кисти и интересам — еще одна стезя художника. Кстати, друзья — это и известные в Иркутске живописцы Андрей Рубцов и Анатолий Костовский, прозаик Анатолий Байбородин и поэт Александр Никифоров, — их портреты населяют экспозицию, в которой большая часть полотен — пейзажи и натюрморты.
Каменная архитектура, особенно храмовая, — еще один любимый мотив творчества Владимира Кузьмина. Как и дома-памятники, и достопримечательные места в Иркутске. Скажем, Дом Трубецкого на его полотне выглядит как… портрет дома; из его ворот выходят женщина и девочка — они выглядят современно, но не без определенного аристократизма… Может, сам княжеский дом придал им это благородство? Дом — светлый, деревья над ним — светлые…
«Творчество Владимира Кузьмина очень цельное… — пишет о художнике его коллега, народный художник России, академик Анатолий Алексеев. — Он создал немало запоминающихся полотен на историческую тему, создал громадный цикл, посвященный неповторимой архитектуре Иркутска, замечательны его солнечные пейзажи сибирской природы, запоминаются его выразительные портреты… Заслуженный художник России Владимир Кузьмин… ведет диалог со временем о жизни, истории и о себе».
А еще один его собрат по кисти, Сергей Элоян, отмечает, что все, что пишет Кузьмин, складывается «в единую летопись души художника, живущей в гармонии с миром».
Как подчеркнула на открытии куратор выставки искусствовед Софья Шемякина, экспонируются на этот раз работы последнего десятилетия. А в целом экспозиция дает возможность глубже почувствовать обаяние творчества Владимира Кузьмина, светлого и лирического по своей сути, отмеченного печатью яркой индивидуальности.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.