Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В бюджетном лабиринте

12 ноября, 2013

 

 

Публичные слушания «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» состоялись 8 ноября в зале заседаний Законодательного собрания.

 

Это был тот случай, когда яблоку, как говорится, негде было упасть, и многочисленным гостям пришлось вносить в зал дополнительные стулья. Несколько желающих попасть в зал были остановлены на самых дальних подступах полицией, охраняющей турникет на входе в здание правительства области. Как сказал один из не сумевших преодолеть этот барьер жителей области, «я не от общественной организации, просто увидел анонс о слушаниях и захотел высказаться». Он расстраивался напрасно. Несмотря на предупреждение председателя бюджетного комитета Натальи Дикусаровой — «сегодня день общественности, депутаты только внимательно слушают», депутаты активно участвовали в обсуждении проекта бюджета, а из всей общественности высказаться удалось только четверым.

 

С умеренным оптимизмом

Первое слово с прогнозом социально-экономического развития области в 2014—2016 годах было предоставлено заместителю министра экономического развития Оксане Тетериной. Она предупредила депутатов: в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ были разработаны два варианта прогноза — консервативный и умеренно-оптимистический. Первый предполагает снижение деловой активности; второй означает «эффективную реализацию социально-экономического потенциала региона». Министерство экономического развития области постаралось учесть такие разные по своему весу и воздействию факторы, как прекращение действия льготного режима налога на добычу полезных ископаемых; снижение цен на продукцию экспортно-ориентированных предприятий области; рост расходных обязательств бюджета в связи с реализацией майских указов президента страны. В 2012—2013 годах Иркутская область демонстрировала высокие темпы роста производства (в основном благодаря добыче углеводородного сырья) и еще в начале 2013 года сумела нарастить объем капитальных вложений, что выделяет ее среди всех субъектов Сибирского федерального округа.

Министерство прогнозирует сохранение основных тенденций в промышленном производстве и увеличение мер поддержки сельского хозяйства в связи со вступлением страны во Всемирную торговую организацию. Для минимизации рисков, связанных с экспортной ориентированностью экономики, правительство области определило отрасли, на которые будет сделана ставка в предстоящий трехлетний период: нефте- и газохимия, фармацевтика и лесопереработка. Правительство продолжит «конструктивную работу с крупнейшими налогоплательщиками», стараясь добиться хотя бы сохранения объема налоговых поступлений. Правительство готовится работать в неблагоприятных условиях: прибыль предприятий будет снижаться следом за снижением цен на мировых рынках, возможно сокращение производства и рост себестоимости добычи полезных ископаемых в связи с исчерпанием уже освоенных и наиболее богатых месторождений.

Инвестиции в экономику области будут расти незначительными темпами: 2—3 процента в год — по умеренному варианту прогноза и на 6—7 процентов — по оптимистическому. Рост производства в строительстве прогнозируется на уровне 4—6 процентов в год, благодаря чему ввод жилья в 2014 году составит более 1 млн квадратных метров, а в 2016 году достигнет отметки 1,4 млн «квадратов». Обеспеченность жильем жителей области увеличится с 22,1 до 22,4 квадратных метра на человека.

Министр финансов Наталья Бояринова напомнила присутствующим, и в первую очередь депутатам, что проект бюджета был подготовлен в соответствии с их собственными рекомендациями и пожеланиями, высказанными во время предварительных консультаций. Итоговый документ (представляющий собой внушительную пачку листов) ставит перед каждым ведомством задачу так распоряжаться бюджетными средствами, чтобы добиваться конкретных общественно-полезных результатов. Несмотря на все усилия правительства, выпадающие доходы областного бюджета в 2014 году составят 3,4 млрд рублей, в 2015 году — 1,4 млрд. Наталья Бояринова напомнила депутатам уже знакомые им данные об изменениях в федеральном налоговом законодательстве, повлекших за собой корректировки планов областного правительства и муниципальных органов власти. Именно эти изменения привели к тому, что не сбудется прогноз федерального правительства и область так и останется дотационным регионом уже в 2015 году. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в  2014—2016 годах составит всего 5 млрд рублей, а это означает, что заветная планка бездотационности была довольно близка.

Областной бюджет станет более прозрачным, более, если так можно сказать, целеустремленным, но в то же время и менее гибким: многие виды доходов более жестко привязаны к конкретным видам расходов. Например, поступления от акцизов на бензин и другие нефтепродукты будут целевым образом уходить в Дорожный фонд, причем как на областном, так и на муниципальных уровне. 99 процентов расходов областного бюджета будут расходоваться на 17 областных программ. Вне программ останутся только расходы на содержание Законодательного собрания, уполномоченных по правам ребенка и правам человека, областной избирательной комиссии и Контрольно-счетной палаты. Расходы на заработную плату составят 44 процента всех расходов бюджета. Более 500 млн рублей правительство совершенно сознательно оставило нераспределенными, чтобы при первой корректировке бюджета в 2014 году оказать помощь наиболее нуждающимся.

— Не все так радостно, — отметила Наталья Бояринова в завершение своего доклада. — Расходы, не отнесенные к социально значимым и первоочередным, были сокращены на разные суммы — до 25 процентов. Но, учитывая, что в бюджете 70 процентов — это именно социально значимые, эти 70 процентов сокращению не подлежат. Учитывая необходимость сохранить объем заимствований на приемлемом уровне, правительство области возобновило работу существовавших в 2008—2009 годах рабочих групп по мобилизации собственных доходов, легализации заработной платы и по работе с муниципальными образованиями.

 


Комитет ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству рекомендовал сессии регионального парламента принять в первом чтении проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». При этом председатель комитета Наталья Дикусарова отметила, что при дальнейшей работе над законопроектом необходимо обратить особое внимание на финансовое обеспечение увеличения заработной платы воспитателям и техническому персоналу детских садов, работникам культуры, а также предусмотреть оплату классного руководства в школах.
 

 

Замечания есть

Председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева рассказала участникам слушаний о большой работе, проделанной аудиторами КСП , — объем комментария к проекту бюджета составил 250 страниц. Очевидно, что если бы КСП была согласна со всем сказанным, текст был бы в десятки раз меньше, но если говорить кратко, то суть такова: новая методика разработки бюджета не поддается анализу традиционными инструментами КСП. Программный принцип формирования бюджета  предполагает совершенно новые принципы расходования средств, из-за чего многие параметры остаются не вполне понятными.

Очевиден один важный параметр: на первое место по значению для формирования доходной части бюджета выходит налог на доходы физических лиц. Это влечет за собой любопытную коллизию: чем больше правительство будет расходовать на заработную плату для бюджетников, тем больше будет возвращаться обратно в бюджет в виде НДФЛ. По оценке Ирины Морохоевой, бюджет на треть (34 млрд рублей в 2015 году) формируется сам из себя и в значительно меньшей доле (27 млрд) из налога на прибыль.

Довольно неожиданно Ирина Морохоева вспомнила давно не обсуждавшуюся задачу удвоения валового внутреннего продукта  за 10 лет — с 2004 по 2013 год. Оказалось, что Иркутская область смогла увеличить валовый региональный продукт лишь в 1,8 раза, и даже если взять период 2006—2015 годов, рост ВРП составит 1,57 раза. В своем довольно длинном выступлении Ирина Морохоева отметила еще целый ряд характеристик бюджета, оцененных КСП не слишком высоко.

За оставшееся до окончания слушаний время успели задать свои вопросы еще четыре общественника и депутат Законодательного собрания Олег Тюменев. Председатель областного совета ветеранов Валерий Игнатов отметил сокращение расходов на программу патриотического воспитания и рассказал, что уже в 2013 году мероприятия, проведенные в рамках защищенных программ, не были профинансированы. И ветераны не знают, как им продолжать свою (совместную с молодежными организациями) работу в 2014 году. Заместитель министра по физкультуре, спорту и молодежной политике Илья Резник пояснил, что программа патриотического воспитания в бюджете останется, причем ее финансирование в 2014 году составит 9 млн рублей, а в 2015 году — более 10 млн рублей.

Председатель совета женщин Иркутской области Галина Терентьева подняла вопрос о поддержке дошкольного образования, совпавший, как оказалось, с вопросами, назревшими у депутата Законодательного собрания Олега Тюменева и председателя областного профсоюза работников образования Валентины Федосеевой. Все трое, опираясь на собственные источники информации, заявили о сокращении педагогического персонала в дошкольных учреждениях — с двух ставок на группу до 1,67 или, при применении неких поправочных коэффициентов,  до 1,87 ставки на группу. Исполняющая обязанности министра образования Елена Осипова заверила участников слушаний в полной правомерности действий министерства. После «глубокой и серьезной работы» с муниципальными образованиями выяснилось, что штатные расписания дошкольных образовательных учреждений перегружены странными должностями — инженер-программист, кочегар, старший кочегар, санаторная няня. Не было цели сократить должности воспитателей, заверила и. о. министра. Но именно так и получилось, парировал депутат Тюменев, ссылаясь на практику Ангарского муниципального образования, где сократили 193 воспитателя. Валентина Федосеева в свою очередь указала на неправильные методики подсчета, не учитывающие разницу в наполнении групп (в городах они переполнены), продолжительности рабочей недели в городе (40 часов) и сельской местности (36 часов), наличие или отсутствие нянечек (в городах их чаще всего нет).

Елена Осипова указала на рост расходов на дошкольное образование: если в 2013 году была сумма 4,2 млрд рублей, то в 2014 году будет более 7 млрд. В эту сумму впервые внесены расходы на приобретение игрушек и игрового оборудования — но во вновь открываемых группах. Ни депутата, ни общественников этот ответ не устроил: по их подсчетам, даже этих средств не хватит на доведение заработной платы до средней по системе образования. Без всякого повышения заработной платы остаются не только технические работники, но и педагоги-методисты (которым не повышали заработную плату с сентября 2011 года) — то есть самые квалифицированные специалисты. Не лучше обстоят дела и у школьных учителей: с 1 января 2014 года не будут выплачивать доплату за классное руководство — то есть школьники, и без того живущие в условиях, приближенных к хаосу, погрузятся в него полностью.

Перечисление претензий общественников к образовательному процессу, министерству образования и муниципальным образованиям грозило затянуться надолго. В конце концов депутат Александр Битаров предложил остановиться, поскольку такой объем информации никем и ни при каких обстоятельствах не может быть принят и осознан «на слух». Более правильно и ближе к здравому смыслу было бы изложить все вопросы к правительству  письменно, обсудить на заседаниях профильного комитета и только после этого передать в бюджетный комитет с готовыми рекомендациями. Предложенный депутатом Битаровым выход из положения устроил все стороны. Закрывая дискуссию, Наталья Дикусарова обещала, что все поступившие в ходе слушаний замечания будут переданы губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко для принятия мер.

В тот же день комитет ЗС по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству рекомендовал сессии регионального парламента принять в первом чтении проект закона «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». При этом Наталья Дикусарова отметила, что при дальнейшей работе над законопроектом необходимо обратить особое внимание на финансовое обеспечение увеличения заработной платы воспитателям и техническому персоналу детских садов, работникам культуры, а также предусмотреть оплату классного руководства в школах.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии