Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 7 (897). Ровно сто лет назад

21 Февраля, 2022

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

В прошлом году мы довольно подробно освещали события столетней давности. Действительно, 1921 год получился, во-первых, стартовым для послереволюционного возрождения шахматной жизни Сибири, а во-вторых, очень насыщенным, можно сказать, даже бурным. Чемпионаты городов (а кое-где – и регионов) состоялись почти во всех основных центрах Сибири и Дальнего Востока – Омске, Томске, Иркутске, Тюмени и т. д. Даже во Владивостоке, находившемся еще под властью Белой армии, проходило городское первенство, завершившееся уже при советской власти.

Основным поводом для такой активизации послужило решение сибирского Всевобуча провести в Томске первую шахматную олимпиаду Сибири, в связи с чем «городам и весям» было рекомендовано провести отборочные соревнования для выявления участников. Не везде это было сделано, но там, где турниры все-таки провели, после этого началась настоящая шахматная жизнь.

Случилось такое и в Иркутске. В январе–марте 1921 года прошла целая серия различных соревнований, не только выявившая кандидатов на поездку в Томск, но и определившая примерную силу иркутских шахматистов: несколько человек получили условную первую категорию, чуть больше – вторую, еще больше – третью и т. д. Такая работа была проделана по всем основным центрам, и как раз шахматная олимпиада позволила сравнить эти условные разряды в масштабе всей Сибири.

Но все это происходило в 1921 году, то есть 101 год назад, а что же было ровно век назад? И ответ окажется довольно неожиданным: в 1922 году в Иркутске в шахматном плане не происходило ничего. Ни одного соревнования или мероприятия за весь год не было проведено, и если 1921 год дал нам сразу четыре десятка фамилий шахматистов, то 1922-й к этому списку ничего не прибавил.

Возможно, игры где-то велись, но ни одного упоминания об этом пока не обнаружено. Похоже, что замах иркутян оказался слишком большим и под него не оказалось ни средств, ни сил. Главной проблемой стало отсутствие помещения: весь 1921 год шахматисты мыкались по всему городу из одного места в другое, так нигде и не найдя пристанища. Турниры, начатые в очень трудных условиях, все-таки удалось закончить, но в дальнейшем шахматистам просто негде стало собираться, и кружок практически распался.

Поэтому весь 1922 год был посвящен бумажной работе по превращению кружка в клуб: писали устав шахматного клуба и готовили соответствующую документацию, что должно было помочь обрести официальный статус. Но уже в 1923 году выяснилось, что клубное построение спортивной жизни при новой власти не прижилось и повсеместно стали расформировываться спортивные и физкультурные кружки и сообщества, как существовавшие еще с дореволюционных времен, так и появившиеся позже. Руководить жизнью начали специальные секции по различным видам спорта, созданные при губернском бюро физкультуры, и шахматы не стали исключением. Они изначально создавались под этой крышей, а с 1924 года, когда шахматы окончательно были признаны видом спорта, уже полностью были ей подчинены.

Так что ровно сто лет назад шахматной жизни в Иркутске, можно сказать, и не было. Но уже с 1923 года обороты вновь стали нарастать – был проведен очередной чемпионат города, через год – первый губернский турнир, а в 1925 году по всей стране прокатилась «шахматная лихорадка», приведшая, как сказали бы сейчас, к ажиотажному спросу на этот вид деятельности: в шахматные ряды влились миллионы новичков. В результате шахматного бума появились тысячи новых организаторов, что позволило сталинскому режиму вскоре ликвидировать почти всех «старорежимных» деятелей. Были уничтожены почти все первые чемпионы и ведущие шахматисты Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Читы и других городов. Что, естественно, сказалось на развитии шахматной жизни этих регионов.

2ш.jpg

На фото: Здание Общественного собрания, ставшее после революции
Народным домом, приютило шахматистов в первые месяцы 1921 года

Седьмой тур конкурса

Сегодня мы подводим итоги сразу двух туров – четвертого и пятого, так как в прошлую субботу прием ответов не состоялся.

Не удалось участникам совсем уж безоблачно пройти последнюю двухходовку (четвертое задание): сразу несколько человек остановили свой выбор на 1. Ке4?, тогда как нужно было на это поле пойти другой фигурой – 1. Ле4! Понятно, что в «трехходовой» стадии (1. Ch8!) они тем более не появились, в результате чего список «марафонцев» снова сократился.

По пять очков за оба задания получают следующие участники: Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Александр Михайлович Трескин, Владимир Михайлович Лукьянов, Евгений Львович Королев, Владимир Сергеевич Романов, Ирина Васильевна Чернышева, Виктор Геннадьевич Кузнецов (с. Дружино, Омской области), Владимир Алексеевич Данилов и члены Тулунского творческого объединения детей «Дебют».

По два очка заработали Рафаэль Шагарович Валеев и Игорь Ильич Гланц.

Седьмое задание

USH-7.jpg

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения – две недели).

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chessns2016@yandex.ru.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии