Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 6 (896). Столетие Юрия Авербаха

14 Февраля, 2022

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

Пользуясь случаем, еще немного задержимся на этой эпохальной дате старейшего гроссмейстера мира, для чего воспользуемся публикацией заслуженного тренера СССР по шахматам Анатолия Быховского, размещенной на официальном интернет-сайте Федерации шахмат России.

2ш.jpg

Анатолий Быховский: Генетика или гречневая каша?

Послевоенная шахматная элита была уникальна. За редким исключением – личности, люди уже с биографией, окончившие институты. С разнообразными интересами и высоким интеллектом.

Но если бы меня попросили выбрать самого интеллигентного и образованного, то я бы назвал Юрия Львовича Авербаха. К тому же он хорошо знал английский, что тогда было редкостью. В моей жизни Юра (я звал его по имени, но на Вы) занимал значительное место. В юности я не раз бывал на его сборах, позже приглашал поработать с ребятами из молодежной сборной. Иногда мы как тренеры тандемом ездили на молодежные чемпионаты мира.

Я познакомился с Юрой не то в 1948-м, не то в 1949 году. Юношеская команда Москвы выезжала на товарищеский матч с литовцами в Каунас. Команда большая – человек десять. Тренерам с нами было нелегко. Ребята непростые, с трудным военным детством. Мы пили пиво, оправдываясь перед тренерами, что, мол, не знали, что «портер» – это пиво. Юра, тогда совсем молодой человек, пользовался у нас непререкаемым авторитетом. Вечером, когда все укладывались спать (ребята и тренеры в одной большой комнате), Юра рассказывал нам «Двенадцать стульев» – книгу, практически запрещенную в то время. Как я убедился уже позже, рассказывал он очень близко к тексту. Память у Авербаха была фантастической.

Когда я стал старше, мы с Юрой часто общались. С ним было очень интересно. Он много знал и был замечательным рассказчиком. Сближала и общая альма-матер – оба закончили Бауманский институт.

Впрочем, была у Юры и одна слабость. Он любил рассказывать анекдоты. В основном из черного юмора. Некоторые я помню до сих пор, но не рискну здесь их передать. Однако рассказывал он их плохо, так как смеялся раньше слушателя.

И о серьезном. Юра помог мне понять себя и не сделать в жизни ошибку. Мы часто жили в одном номере, играли легкие партии. В то время я еще разрывался между шахматами и работой в НИИ, связанном с космосом. Одну из партий Юра завершил особенно эффектно и дал мне мат. Пару дней мы не играли, и заключительная позиция стояла на доске.

– Не выйдет из тебя большого шахматиста, – сказал Юра.

– Почему?

– У тебя нет амбиций. Настоящий шахматист давно бы смахнул фигуры.

Отмечу, что позже, когда я стал тренером, амбиций у меня было в достатке.

С годами мои симпатии и уважение к Юре переросли, не побоюсь сказать, в восхищение. Прожить достойную жизнь непросто. Особенно старость. На десятом десятке Юра сохранил ясный ум, прекрасную память, юмор и интерес к жизни. Как ему это удалось? Дело в генетике? Или важен интеллект и физическая форма? (В юности он был отличным волейболистом и всю жизнь ходил в бассейн.) А может быть, дело в гречневой каше, которую Юра ест каждое утро уже почти сто лет?

Прошу не считать это рекламой замечательного продукта.

Использованы информация и фото с интернет-сайта ruchess.ru.

На фото: Юрий Львович Авербах в день своего 90-летия.
Фото В. Барского

 

Шестой тур конкурса

По техническим причинам прием ответов по телефону не состоялся, поэтому итоги четвертого и пятого туров подведем через неделю одновременно. И продолжаем идти дальше.

Шестое задание

USH-6.jpg

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения – две недели).

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chessns2016@yandex.ru.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии