Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 46 (984). 80 лет назад

27 ноября, 2023


спонсор шахматы.jpg

Окончание. Начало в № 45–47

Продолжаем разговор о чемпионате Иркутска 1943 года. Как мы уже отмечали, сохранилось две таблицы этого соревнования (одна из архива Н.П. Китенко, а вторая – В.Г. Скоторенко), которые существенно отличаются друг от друга. Так что, как говорил Раджа в мультфильме «Золотая антилопа», «сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним».

Начнем с таблицы Китенко. Вот какой состав он приводит (в порядке занятых мест): Гайдук, Китенко, Карпов, Килессо, Скоторенко, Дулебов, Такайшвили, Петров, Кулаков, Каганович, Сачков и Стульников. Итого 12 человек, из которых пятеро первокатегорников и один кандидат в мастера.

А вот кто указан в таблице Скоторенко: Гайдук, Петров, Китенко, Кулаков, Скоторенко, Сачков, Карпов, Залкинд, Копылевич, Стульников, Чекменев, Мясоед и Брикман. Итого 13 человек, из которых трое первокатегорников и один кандидат в мастера.

Как видим, восемь фамилий в них совпадают, а остальные четыре (в таблице Китенко) и пять (в таблице Скоторенко) – нет. В первом случае это Килессо, Дулебов, Такайшвили и Каганович, во втором – Залкинд, Копылевич, Чекменев, Мясоед и Брикман. Наряду с приезжим Стульниковым в чемпионате впервые приняли участие Каганович (по версии Китенко), Залкинд и Мясоед (по версии Скоторенко).

2ш.jpg

Если бы не нашлось подтверждения существования этих шахматистов по другим источникам (в частности, по протоколу матча Иркутск – Улан-Удэ, где Каганович играл за наш город, а Залкинд – за гостей), то можно было вообще поставить под сомнение их присутствие в нашей шахматной жизни. Впрочем, по авангардовцу Мясоеду этот вопрос остается актуальным: шахматиста с такой фамилией мы ни до, ни после чемпионата не встречали. Видимо, он был приезжим (или эвакуированным) работником завода имени Куйбышева.

Кем был Каганович, нам пока неизвестно (в 1949 году шахматист с такой фамилией стал чемпионом Красноярского края), а вот про ленинградского историка Евгения Михайловича Залкинда (1912–1980) имеется даже статья в Википедии. В наших краях он находился в эвакуации (работал в Улан-Удэнском пединституте) и в том же 1943 году стал бронзовым призером чемпионата Бурятии, а в 1946-м поделил третье-четвертое места в чемпионате Улан-Удэ.

Очевидно, что Скоторенко «изобрести» стольких шахматистов не мог. Все его таблицы составлены очень точно и аккуратно (и, как правило, имеют подтверждение из других источников), так что вряд ли чемпионат Иркутска 1943 года мог чем-то отличаться в этом плане. А вот к таблице Китенко есть много претензий, хотя видно, что «стряпалась» она на реальной основе. Выявить то, что она была сфальсифицирована, оказалось нетрудно: в состав участников Китенко внес Такайшвили, а в архиве самого Такайшвили таблиц чемпионатов города 1942 и 1943 годов нет, так как он в них не участвовал. Более того, в чемпионате 1943 года он являлся главным судьей, что практически исключало его участие как игрока. Так что даже отсутствие таблиц в архиве Такайшвили порой играет большую роль (не говоря уж об их наличии).

Для чего же Китенко понадобилось подделывать таблицу и ее результаты? Ларчик открывается очень просто: по итогам этой фальшивки и сам Китенко, и будущий руководитель городских шахмат Килессо выполнили норму первой категории. Вот для чего понадобилось ввести дополнительно нескольких носителей первой категории и убрать ненужных шахматистов второй. В правильной таблице (напомним, что ею являлась таблица Скоторенко) Китенко до нормы не дотянул, а Килессо вообще не участвовал, но в итоге оба стали первокатегорниками.

Таким образом, призовая тройка выглядит следующим образом:

1. К.А. Гайдук – 11 очков из 12 возможных.

2–3. Толя Петров (А.Т. Бондарь) – 10.

2–3. Н.П. Китенко – 10.

Во время проведения чемпионата состоялся сеанс одновременной игры Всеволода Чайковского, но его результаты газета не сообщила. А самой последней важной шахматной новостью стал некролог, опубликованный в «Восточно-Сибирской правде» 21 ноября 1943 года в связи со смертью К.А. Гайдука. Всего месяц он прожил после окончания чемпионата города, уйдя из жизни в ранге чемпиона Иркутска и Иркутской области. Как принято говорить, ушел непобежденным.

Некролог подписали два с половиной десятка человек (в основном – коллеги Гайдука по радиокомитету, «Восточно-Сибирской правде» и «Сталинскому пути»), в том числе шахматисты Карпов, Чайковский, Китенко, Сачков и Такайшвили, а в последний путь на Глазковское кладбище из шахматистов провожал только Такайшвили.

На фото: Чемпионат Иркутска 1943 года стал последним
в жизни Константина Гайдука

Девятый тур конкурса

Не создала особых проблем вторая трехходовка нашего конкурса (седьмое задание) – /1. Сh5!/ Очередные три очка заработали Владимир Михайлович Лукьянов, Ярослав Казанков, Александр Михайлович Трескин, Полина Тумалева, Евгений Львович Королев, Сергей Павлюченко, Владимир Андреевич Крекотень (Тулун), Степан Степанович Черенев, Виктор Геннадьевич Кузнецов (с. Дружино, Омской области), Владимир Сергеевич Романов, Владимир Александрович Гусаров, Ирина Васильевна Чернышева.

Девятое задание

USH-46.jpg

Мат в три хода.

Срок решения – две недели.

Ждем ваши ответы по электронному адресу: chessns2016@yandex.ru.

шахм рекл.jpg

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии