Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 27 (965). Иркутское прошлое Виктора Стрельникова

17 июля, 2023


спонсор шахматы.jpg

Продолжение. Начало в № 25–26

Итак, из вологодского письма нам стало известно, что его автором является В. Стрельников. Более того, на конверте обнаружилась более широкая трактовка – «В.И. Стрельников». Но прошло еще довольно много времени, прежде чем нам удалось полностью расшифровать инициалы: оказалось, что иркутско-вологодским шахматистом был Виктор Иванович Стрельников, оставивший заметный след в шахматной истории не только нашего города, но и Вологды, о чем мы позже поговорим.

К слову сказать, к тому моменту, когда мы активно занялись изучением письма, почти все указанные в нем факты были нам уже известны. Разве что об участии Стрельникова в сеансах одновременной игры Друзина и Штенгера мы не знали, но это и не является таким уж существенным событием. Другое дело, что у Стрельникова сохранились записи партий, а вот этого, увы, у нас нет и уже вряд ли будет. Шувалов переписку не продолжил и, следовательно, по горячим следам эти записи не получил, а сейчас, как говорится, поезд ушел. Хотя всегда хочется надеяться на лучшее.

Таблицы всех перечисленных в письме соревнований мы обнаружили: полуфинала чемпионата Иркутска 1926 года, а также финалов чемпионатов города 1926 и 1927 годов – в архиве К.Г. Такайшвили, а полуфинала 1925 года – в городском архиве. Поэтому и все перечисленные фамилии, и все указанные события нам были уже известны, так что письмо Стрельникова только подтвердило их правильность и позволило точнее определить даты проведения соревнований, что весьма немаловажно.

В частности, подтвердилось, что чемпионат города хоть и был проведен в ноябре-декабре 1927 года, но был объявлен (причем заранее), что является чемпионатом 1928 года. В историю шахмат Иркутска он вошел как первый официальный чемпионат города, хотя очевидно, что таковым не являлся. Просто, как мы уже отмечали ранее, в те времена была привычка у каждого приходящего к власти нового руководства обнулять все предыдущее и начинать жизнь как бы заново. Вот и юный Константин Гайдук, возглавивший тогда иркутских шахматистов, видимо, решил открыть новую эпоху, лишив таким образом наш город одного «законного» чемпионата и внеся путаницу в летоисчисление.

2ш.jpg

Но было кое-что, чего Стрельников в письме не упомянул. Дело в том, что начиная с 1925 года он являлся признанным шахматным лидером спортобщества «Динамо», причем удерживал звание сильнейшего на протяжении нескольких лет, и было странно, что этот существенный факт в своей карьере он не упомянул. Соревнования, в которых он и близко не показал успешной игры, Стрельников перечислил, а те, где он на голову был выше других, – нет. Не мог же он настолько все забыть! Думается, причина здесь совсем в другом, и об этом мы поговорим в следующем выпуске.

Не упомянул он и о своем участии в марте 1928 года во всесибирском турнире в Новосибирске, хотя события такого рода вряд ли можно назвать рядовыми в жизни шахматиста. Иркутская делегация тогда состояла из трех человек, и если чемпион города Гайдук напрямую попал прямо в финал, то двум другим его землякам (Стрельникову и Такайшвили) пришлось отбираться в двух подгруппах так называемого турнира городов. Константин Такайшвили свою задачу выполнил – вошел в тройку сильнейших и отобрался в финал, а вот Стрельников в своей подгруппе сыграл крайне неудачно, заняв последнее место. Понятно, что о неудачах не всегда приятно вспоминать, но спустя 60 лет это уже вряд ли должно было вызывать какие-то серьезные переживания, в то время как само попадание на всесибирский форум являлось весьма значимым моментом. Другое дело, что у него могло не сохраниться записей партий, по причине чего он и не стал упоминать об этом событии (так как его нечем было сопроводить).

Даже краткое перечисление выступлений Стрельникова показывает, что успехи у него были неплохие. В конце публикации мы по традиции приведем более полную хронологию его участия в иркутских соревнованиях в надежде, что постепенно проявятся и другие спектры его шахматной жизни, так как Иркутск в ней занял всего несколько лет. Наверняка он где-то играл и дальше, раз даже в последние годы жизни активно занимался шахматами, что стало понятно из его письма. По крайней мере, он все сохранил, чего обычно люди, уходя из шахмат, не делают, руководствуясь принципом «умерла, так умерла». И вполне возможно, что что-то из его шахматного архива потомки могли сохранить.

На фото: Виктор Стрельников (слева) и его коллега
по поездке в Новосибирск Константин Такайшвили
на снимке участников чемпионата Иркутска. Декабрь 1927 года

Продолжение следует.


шахм рекл.jpg

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии