Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Останутся ли шахматы спортом?

20 Февраля, 2012

 

 

Выпуск № 12 (410).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

Вопрос о введении преподавания шахмат в школьную программу в разных регионах и странах решается по-разному. Где-то детей обучают факультативно, где-то — вполне официально, а где-то еще только думают об этом. Впрочем, где-то и не думают вовсе — других проблем хватает.

Эти ребята пока еще играют.
Увидим ли мы их во взрослых соревнованиях — вот вопрос...

 

У шахматного всеобуча много сторонников. Действительно, отрицать пользу шахмат на раннем этапе развития детей может только совершенно недалекий человек: уж слишком много у этой интересной интеллектуальной игры положительных качеств.  Проверенные даже не годами — веками, шахматы несут в себе целый комплекс специфических навыков и черт, благотворно влияющих на умственное и морально-психическое развитие детей.

У детей появляется усидчивость (даже непоседы вынуждены подчиняться требованиям шахматных правил), а также терпение и вдумчивость. Развивается умение мыслить аналитически и прогнозировать ситуацию — то есть то, чего нам в жизни, как правило, катастрофически не хватает. Многих ошибок мы бы не сделали, если бы умели предусмотреть последствия тех или иных действий. В связи с приобщением к интеллектуальной деятельности повышается успеваемость и по другим предметам —прежде всего потому, что механизм задействован один и тот же (и там и там — уроки).

Есть и куча других плюсов, нет даже смысла все перечислять.  Но все эти плюсы проявляются не сразу, не сиюминутно. Нужны месяцы, а иногда и годы, чтобы стал ощутим результат, ведь шахматы — это не психотерапия, а лишь игра. Они не способны в корне изменить суть человека — только немного облагораживают его, отвлекая от вредных направлений.

В свете всего этого за шахматным всеобучем, как говорится, будущее. И если не брать во внимание сложность реализации программы (в особенности из-за отсутствия каких-либо подготовленных кадров для преподавания, коих понадобится для России, к примеру, сотни тысяч), то особых причин противостоять всеобщей «шахматизации» детей вроде бы и нет.

Но изменения в системе образования, происходящие в нашей стране, могут любое благое дело поставить на грань абсурда.  Уверен: с шахматами произойдет то же самое, и вместо полезного и достаточно увлекательного занятия педагоги и школьники получат очередной «геморрой», достаточный для того, чтобы возненавидеть древнюю игру на всю оставшуюся жизнь.

Это можно увидеть уже сейчас, когда детские шахматы оказались как бы поделены на две составляющие — шахматы как предмет обучения и шахматы как спорт. С преподавателей требуют, понятное дело, показатели по первому направлению: важны охват, наполняемость групп и количество часов занятий.  При этом обязательно нужна какая-нибудь современная программа занятий (утвержденная соответствующими органами) и полное ее соответствие с тем, что делается на практике. То есть не важно, что ты даешь, главное — чтобы соответствовало утвержденному плану.

Спортивные же результаты детей, по большому счету, никакой роли не играют. Главное, чтобы они выросли хорошими людьми (а не мастерами и гроссмейстерами) — для того ведь школа и существует.

Но тогда становится совершенно непонятно: а где же выращивать этих самых мастеров и гроссмейстеров? В специализированных заведениях? Так ведь нет таких в Иркутске. В ДЮСШ? И ее уже давно нет. Взамен создано нечто, где ребята с высокой спортивной квалификацией все же занимаются, но требования к учебному процессу там такие же, как и в обычной школе, — наполняемость и человеко-часы. Где тренер не чемпиона воспитывает, а выполняет программу (за которую его и спросят). Спортивные результаты опять же никого не волнуют, и системе образования (а именно в ее ведении находится этот центр) не важно, мастеров там готовят или заурядных дилетантов.

Получается, что посредственный педагог, дающий только азы шахматной игры и не воспитавший ни одного мало-мальски хорошего шахматиста, находится у администрации на гораздо лучшем счету, чем опытный тренер, выдающий на-гора одного чемпиона за другим. Потому что последний делает «штучный товар» (который абсолютно необязателен в нынешние времена), а первый — «ширпотреб», столь необходимый при подобной системе, где во главу угла ставится только количественное (человеко-часы и планы), а не качественное содержание.

Нельзя сказать, что директора школ безразличны к шахматным успехам свои подопечных. Приятно, когда ребята завоевывают призы и грамоты, когда школа находится на хорошем счету. Но даже если и нет каких-то особых результатов, шахматные кружки и секции все равно должны существовать — конечно, если у ребят есть к ним интерес. И шахматные педагоги даже и без суперуспехов пользуются заслуженным уважением, когда с душой относятся к своему делу.

Слов нет, работать с начинающими — очень нужно и достаточно сложно. Честь и хвала этим людям. И пусть у них нет ярких звезд и звездочек, свою работу они делают. Но когда их начинают ставить в пример тем, кто сделал для шахмат на порядок больше, кто уже вошел в историю своим отношением к делу, достигнутыми результатами и преданностью выбранному пути, кто никогда не стремился обрастать количеством, зная, что это в ущерб качеству, — становится грустно. Шарлатанов везде хватает, полно их и в шахматно-педагогической среде, и когда таких порой искусственно превозносят и делают объектом для подражания — стыдно не за них (что с шарлатанов возьмешь!), а за власть. Похоже, шахматные дилетанты — это и есть ее главная надежда и опора.

Каждый год сотни новых ребят приходят в шахматы. Через несколько лет в юношеские перейдут уже десятки, а во взрослые — считанные единицы. Ничего страшного, так было и раньше. Проблема в том, что скоро и единиц не останется: шахматы вымирают как вид спорта. И к этому причастна, прежде всего, наша система образования.

Если даже шахматные педагоги ставят целью вырастить лишь хороших людей, кто же тогда будет пополнять вымирающие ряды шахматистов — биатлонисты, что ли? И шахматный всеобуч, похоже, в такой ситуации совсем не поможет, даже наоборот: ориентирование на образовательную, а не на спортивную составляющую выхолостит у ребят дух соревновательности, а значит, и саму суть интеллектуального противоборства. При таких условиях сильным шахматистом не станешь. Хотя хорошим человеком — вполне возможно.

 

 

Шестой тур конкурса

Немного сумела заморочить мозги последняя двухходовка из четвертого тура. Целый ряд участников посчитал, что нахождение белого ферзя и черного короля на одной линии нужно использовать путем отхода белого короля (1. Кре6?, 1. Крd5?), тогда как к цели ведет только ход 1. Лс3!

Именно его и дали следующие участники: Виталий Федорович Грибовский, Александр Степанович Зверев (Бохан), Александр Михайлович Трескин, Валерий Ильич Волков, Константин Георгиевич Гузок, Игорь Борисович Тетерин, Василий Николаевич Юрьев, Владимир Сергеевич Романов, Валерий Петрович Русанов, Игорь Ильич Гланц, Дмитрий Николаевич, Баженов, Михаил Ильич Фрайзингер, Евгений Шишкин, Евгений Львович Королев, Егор Муфазалов, Тимур Эргешов, Виктор Геннадьевич Кузнецов (Омск) и участник с никнеймом Миша.

К правильно ответившим на 3-е задание (1. Се1) присоединился Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган).

Шестое задание

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).


Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону 209-604 каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Эльдар 25 Февраля 2012, 15:49
Шахматы были есть и будут спортом. Их даже в школьную программу скоро введут: http://www.megachess.net/news/2011/4/21/01
Рамиль 03 марта 2012, 16:35
И то и другое не очевидно. В школьной программе они однозначно перестанут быть спортом (иначе спортом станет и физика, и математика), а насчет введения шахмат в "обязаловку" я уже высказался - проблем будет больше, чем достижений.