Уголок шахматиста. Конкурс близится
Выпуск № 55 (368).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов
Чем ближе октябрь, тем приятней становятся ожидания шахматных читателей. И не случайно: вот уже который год именно с наступлением этого месяца в нашей газете (как и в газете-побратиме «Наша Сибскана») берет старт очередной конкурс решения шахматных задач и этюдов.
И сколько бы чего интересного в историческом плане ни публиковалось под нашей рубрикой, истинное шахматное творчество ничем не заменить. Это совсем другой жанр, другой мир, если хотите. И по-настоящему шахматной рубрика становится только тогда, когда в ней появляются диаграммы — задачи, этюды, фрагменты партий.
Хорошо, когда газета пишет о шахматах. Отлично, когда пишет о них в специальной рубрике (или отделе, как говорили раньше). И просто великолепно, когда наряду с информацией дает и те самые пресловутые диаграммы, которые в одночасье вдруг исчезли практически из всех газет.
В прошлые годы мы, кстати, в летнее время не расставались с диаграммами, предлагая читателям потренироваться на различных учебных примерах, как говорится, чтобы быть в тонусе. Но переход на одноразовое «вещание» ударил и по этой части «программы» — места на них не стало хватать. Поэтому от тренировочного процесса пришлось отказаться.
Исключением неожиданно стал предыдущий номер, в котором таки сумела появиться одна диаграмма — задача Исаака Мазеля, составленная им в 1936 году и посвященная шахматистам Восточной Сибири.
Там же предлагалось найти ее решение, которое оказалось хоть и несложным, но вполне симпатичным: 1. Лb3! Теперь на ход пешкой d сразу последует мат (2. Фе4х), а на отходы слоном начинается его преследование ферзем с целью попасть на матующую диагональ а1-g8. Слон движется по диагонали h2-b8, а ферзь — по параллельной ей h1-a8, вставая всякий раз под ним или сбоку от него и вынуждая открыть доступ к нужной линии.
Механизм решения напомнил движение ферзя в одном из самых известных произведений — классической задаче Ллойда «Погоня любви». Там также ферзь «пристает» к слону, заставляя того в конце концов стать жертвой. Но понятно, что задача Ллойда на порядок сложнее, — это гениальное творение, до сих пор вызывающее истинное восхищение у поклонников шахмат.
Как правило, в наших конкурсах такие знаменитые произведения практически не участвуют. Во-первых, многим они хорошо известны, а во-вторых, тем, кому неизвестны, решить их почти не под силу. Получается, что это уже не конкурс решения, а что-то типа «Угадай мелодию» (в смысле, задачу). Классических произведений не так уж и много, и наиболее яркие из них врезаются в память на всю жизнь.
Нынешний конкурс возьмет старт 3 октября. Надеемся, что в нем примут участие не только наши постоянные читатели, но и новые люди. Наша газета одна из немногих бесплатно распространяется в некоторых общественно-социальных «нишах» (в обществах инвалидов, в союзах пенсионеров, в колониях для заключенных и т.д.), поэтому всякий раз какая-либо из этих «ячеек» выстреливает, давая порой весьма существенный прирост участников. Увы, так случается не всегда, но иногда, что называется, прорывает.
И чтобы нам, как говорят хоккеисты, плавно «вкатиться» в сезон, предлагаем вашему вниманию задачу, о которой сегодня уже зашла речь, — ту самую «Погоню любви» Сэмюэля Ллойда. Мало кто знает, что он является также автором многих известных головоломок. Впрочем, и предлагаемая задача — самая настоящая головоломка, в чем мы вам и предлагаем убедиться.
На фото: Автор одной из самых прекрасных шахматных задач Сэмюэль Ллойд
Ждем ваши звонки по телефону 209-604.
E-mail: chess_ns@front.ru.
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.