Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Иркутско-минская «дивизия»

08 сентября, 2011

 

Выпуск № 54 (367).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

 

 

Закончилось лето, и газета снова возвращается к своему привычному двухразовому графику выхода. Соответственно, и объем рубрики также скоро вернется в свои прежние рамки — полполосы в каждом номере (сегодняшний выпуск — небольшое исключение).

За лето произошло немало интересных событий и открытий в шахматно-историческом плане, и об этом мне уже не терпится рассказать. Неожиданно интересно развернулась иркутско-белорусская эпопея, начавшаяся с такого комментария на интернет-сайте газеты под заметкой о приезде в 1936 году в Иркутск московского мастера Мазеля: «Уважаемый автор! Большое спасибо за статью. Особенно интересно было узнать о «гастролях» нашего земляка Исаака Мазеля. О Мазеле я писал в книге «Жывуць вольныя шахматы» (Минск, 2010), но «сибирская тема» там, увы, не прозвучала. Буду рад, если Вы поделитесь со мной некоторой информацией, чтобы я смог дополнить свой материал. В частности, интересует упомянутая Вами задача, опубликованная в «ВСП» 6 августа 1936 г., — та, что «Посвящается шахматистам Восточной Сибири».Искренне Ваш, Вольф Рубинчик. Минск, 7 июля 2011 г.»

Так как электронная почта была в письме указана, я ответил и, таким образом, познакомился поближе с минским журналистом и шахматным исследователем Вольфом Рубинчиком. Очень быстро у нас нашлось несколько общих тем. Помимо сибирских вояжей Исаака Мазеля (в 1933-м — в Иркутск и Улан-Удэ, в 1936-м — снова в Иркутск, в 1938-м — в Красноярск и Иркутск), это еще и появление в 1923 году в нашем городе одного из сильнейших минских шахматистов тех лет Александра Штенгера (отбывавшего у нас наказание), и судьба отправленного к нам в ссылку известного с дореволюционных времен белорусского шахматиста Якова Седашева, и некоторые другие интересные моменты иркутско-минской направленности.

Легкий на подъем и удивительно энергичный, Вольф не только прислал мне в электронном виде ряд интересных статей (своих и чужих), различных документов и фотографий, но и специально побывал по поводу Штенгера в библиотеке, где нашел столь необходимые нам подробности по 1922—1923 годам. А еще прислал (но уже по почте) несколько свежих изданий, выпущенных им совсем недавно, с которыми также было чрезвычайно интересно ознакомиться. К примеру, с брошюрой «Беларусь шахматная. Год 1925», содержащей подборку партий и газетной хроники по белорусским соревнованиям.

В общем, выгода получилась взаимной: мы помогли нашему белорусскому коллеге по Мазелю, а от него получили еще больше. Но очевидно, что это еще не все: на очереди несколько интересных тем. К тому же у Вольфа Рубинчика есть не менее сведущие, чем он, шахматные единомышленники, готовые подключиться к нашей совместной работе.

Удивляет многообразие интересов Вольфа. Даже просто перечислить их и то непросто, а уж обсуждать… К сожалению, пришлось ограничиться только шахматно-исторической темой, иначе может и жизни не хватить на все остальное. Хотя собеседник он великолепный — эрудированный, со своей точкой зрения на все происходящее, дипломатичный и в то же время в нужных моментах весьма резкий… Короче, такой, про которых говорят: с таким не соскучишься.

Вчера в очередном письме Вольф сообщил, что опубликовал в лунинецком издании «Альбино плюс» свою новую статью про Мазеля, в которой использовал полученную от нас информацию. Ее электронный вариант он также прислал, причем на белорусском языке, так что у меня была возможность посмотреть на знакомые факты по-новому. Вот небольшой фрагмент: «У газеце “Байкальские вести” (baikvesti.ru, 10.03.2011) расказана пра тое, што ў 1933 г. Мазель завітаў у Іркуцк і згуляў у кваліфікацыйным турніры. Гэтак ён дапамог мясцоваму гульцу Канстанціну Нечытайлу здабыць першую ўсесаюзную катэгорыю. “Тады атрымаць гэты разрад у Сібіры самастойна было вельмі цяжка”, – заўважыў аўтар матэрыяла Раміль Мухаметзянаў. У тым годзе дабраўся І. Мазель і да Улан-Удэ, дзе таксама выступіў у турніры разам з мясцовымі гульцамі (і, як і ў Іркуцку, заняў першае месца)».

Согласитесь, забавно. Особенно меня впечатлил момент про «мясцового гульца» (то есть местного игрока) Константина Нечитайло. Главное, что все понятно!

В ближайшее время и мы продолжим тему Мазеля, дополнив ее присланными из Минска материалами. А на очереди и Штенгер, и Седашев, и другие шахматисты иркутской или сибирской привязки с белорусской составляющей — по каждому уже набираются интересные сведения. И наше с Вольфом общение — это пример того, как можно совместно делать общее дело, находясь за многие тысячи километров друг от друга.

Вот почему важно и в такой узкоспециализированной организации, как Ассоциация любителей шахматной истории Сибири и Дальнего Востока (кстати, по-белорусски это звучит так — Асацыяцыя аматараў шахматнай гісторыі Сібіры і Далёкага Ўсходу), иметь своих представителей повсюду, даже за рубежом. Помощь может прийти из любого конца земли, везде может найтись то, чего, казалось бы, там не должно было быть. В этом и есть главная сила подобных виртуальных сообществ, действующих по принципу «с миру по нитке».

Ну а мне приятно, пользуясь случаем, поблагодарить Вольфа Рубинчика за неоценимую услугу в поисках материалов по шахматной истории Приангарья и Сибири.

 

Фото автора.

На фото: Часть изданий, присланных из Минска Вольфом Рубинчиком;

Шахматная задача, которую мастер Исаак Мазель опубликовал
в газете "Восточно-Сибирская правда" в 1936 году
и которую спустя 75 лет мы из Иркутска отправили в Минск.
Попробуйте решить!


 

 

 

Ждем ваших звонков по телефону 209-604.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии