Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Учебный театр: экзамен выдержан!

26 апреля, 2012

 

 

Студенты-щукинцы взрослеют на четвертой сцене

Свою четвертую сцену, о которой уже немало говорили, охлопковский театр открыл премьерой спектакля по А.Чехову «Бабьи сны». Постепенно закрепилось и название — теперь новая сцена называется  «Учебный театр».


Идея открытия появилась не сразу, а только на втором курсе обучения студентов-щукинцев. Спектакль «Бабьи сны» (в чеховском варианте «Бабье царство») вырос из учебных этюдов студентов-второкурсников, когда они постигали секреты «работы над образом», готовясь к экзамену по мастерству актера. Работы получились интересные, яркие и во многом любопытные, показавшие хороший уровень знаний и подготовки студентов, обучающихся в Московском театральном институте имени Б.Щукина на базе охлопковского театра. Это отметил ректор института, профессор, народный артист России Евгений Князев.

Просто показать эти отрывки и распрощаться с ними было бы крайне жаль. Поэтому, тщательно и кропотливо потрудившись над ними, режиссер-постановщик Елена Одинцова, она же автор инсценировки, и режиссер-педагог Александр Булдаков соединили первоначально разрозненные отрывки в цельный, стройный и, как оказалось, замечательный спектакль, который очень тепло принимается публикой.

Кстати, в Москве учебные сцены театральных вузов пользуются огромной популярностью. На них продаются билеты, с удовольствием приходит  определенная категория зрителей, в основном молодые, которые очень любят спектакли сверстников.

Задор, самобытность и оригинальность в сочетании с классической школой — вот что позволяет смотреть работы иркутских студентов-щукинцев на одном дыхании.

В нем много хороших, добротно и с выдумкой сыгранных ролей, позволяющих уже сегодня говорить о том, что ребята много трудятся, растут. Мы помним, какими неуверенными, смешными они были, когда впервые появились в стенах театра: тогда они держали экзамен, проходили тур за туром, читали стихи, показывали этюды. Сразу после зачисления их было больше. Сейчас остались самые стойкие, целеустремленные, упорные. И конечно, талантливые. И сегодня мы наблюдаем, как постепенно они раскрываются в работе, кто раньше, кто позже, но у всех заметны эти качественные сдвиги, о которых можно говорить. Они осознают то, о чем говорят, взаимодействуют, ищут краски в своей природе, в индивидуальности. И заслуга в этом, конечно, их педагогов, которые стараются передать студентам все, чем владеют сами, — знания, опыт, накопленные навыки и умения. Как щедро они делятся с ними, шлифуя и оттачивая, учат развивать воображение, фантазию, наблюдательность, страсть. Учат всеми силами вбирать в себя жизнь, развивать внутреннее любопытство. Это очень важное качество для студента. Понимание, о чем говоришь, понимание времени, в котором  живет персонаж, атмосферы — абсолютно все важно, когда работаешь над образом.

Педагоги — народная артистка России Наталия Королева, заслуженный артист России Александр Булдаков, заслуженный работник культуры Республики Тыва Галина Турчанинова-Родина, Ольга Семаева, Ольга Ибрагимова, художественный руководитель охлопковского театра режиссер Геннадий Шапошников, московские преподаватели — профессор кафедры актерского мастерства Владимир Поглазов, режиссер-педагог Елена Одинцова,  заслуженная артистка РФ Елена Ковалева — стараются учить ребят мыслить художественно и всегда повторяют, что в исполнителе для них важен и интересен в первую очередь человек, который своим воображением и своей фантазией инициирует себя больше, чем он есть сам. Они учат студентов работать над собой, самосовершенствоваться, стремиться быть личностями.

Студенты играют теплый, мягкий спектакль, где слезы уживаются с   надеждами и простодушной верой, с мечтами, вечной влюбленностью и каждодневной суетой. В глазах и кажущемся душевном спокойствии богатой, одинокой владелицы завода Анны Акимовны (Мария Скупченко) прячется душевная боль и ощущение плена обстоятельств, откуда она не может вырваться. Она мечтает о любви, о замужестве, но мечтам не суждено сбыться.

Не имеет значения, на два слова выходит актер или он на сцене постоянно, — в спектакле не теряется никто, и у каждого достаточно возможностей проявить себя. Казалось бы, что может быть банальнее роли лакея, однако Николай Стрельченко делает своего Мишу фигурой заметной, находит для него свои краски. С его лица не сходит презрительная усмешка, если он говорит с просителями низшего ранга, пришедшими к Анне Акимовне, и подобострастная и услужливая, если это человек богатый и с положением. Его манеры и томный голос выдают в нем жажду и стремление к удовольствиям и благам жизни, желание продвигаться по карьерной лестнице и ухватить свой жирный лакомый кусок. Николай убедителен, ему веришь, что в этом стремлении он ни перед чем не остановится. Неудивительно, что в него по уши влюбляется горничная Маша (Екатерина Константинова), наивная и милая девушка, которая, видя холодность Миши, понимает, что она не пара ему, и от этого жутко страдает.

Замечательна сцена, когда Анна Акимовна приезжает в дом чиновника Чаликова (Сергей Дубянский), человека пьющего, опустившегося и многодетного — «семеро по лавкам». Она почти ничего ему не говорит, видя, как расстилается перед ней Чаликов, какое бесстыдное подобострастие разливается по его физиономии, и только в ее глазах стоит пренебрежение к нему. Сергей Дубянский в спектакле успевает еще играть и роль кучера Данилы, и даже старухи-приживалки, и все это довольно убедительно, объемно, наполненно.

Большой эпизод спектакля отдан сцене адвоката Лысевича (Глеб Ворошилов) и Анны Акимовны. Глеб находит для своего героя яркие акценты и краски, изобретательно обволакивая сладкими речами собеседницу. Он хорош собой, расчетлив и циничен, чего и не скрывает. Любопытно он трактует и роль татарина Кулибека. Запоминается работа Зои Соловьевой в роли тетушки Татьяны Ивановны — бойкой, энергичной и такой уютной, доброй, жизнерадостной; роль  кухарки, хлопочущей по хозяйству в доме Анны Акимовны, — Регины Бутаковой. Остается в памяти и работа Кристины Разумовой в роли  богомолки Жужелицы — женщины вредной, сварливой и крикливой; Анжелы Маркеловой — в роли приживалки Варварушки, безропотного и тихого существа; роль старшего мастерового Пименова, которую исполняет Иван Алексеев, делая свою работу с пониманием, уверенно, умно.

Я спросила в кассе театра, как идут билеты, есть ли желающие посмотреть студенческую работу. И с удивлением узнала, что зрители заинтересовались открытием этой сцены, билеты разбираются хорошо, а на апрель два спектакля даже объявлены дополнительно. Кстати, билеты в «Учебный театр» вас приятно порадуют невысокой ценой, для студентов и молодежи вполне доступной — всего 50 рублей.

При всей молодости будущих артистов и кажущейся незатейливости решения сюжета «Бабьих снов», спектакль позволяет получать удовольствие, много положительной энергии, добрых и светлых эмоций, зарядиться атмосферой молодости, творчества, искренности, фантазии и театральной тайны. Это первый в жизни спектакль молодых актеров, их первый большой экзамен перед зрителем на новой сцене. И по всем параметрам — он состоялся!

 

Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей».

Фото Анатолия Бызова

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии