У семи дядек дитя без газа
Мутная «газовая» история,
которая началась еще несколько губернаторов назад,
тянется вот уже восемь лет
В результате продажи акций ОАО Верхнечонскнефтегаз, проведенной руководством Иркутской области с нарушением законодательства, региональному бюджету нанесен ущерб в размере двух с лишних миллиардов рублей. За совершение этой бездарной, если не сказать — преступной, сделки ни один чиновник не понес никакой ответственности...
Шлю я ей за пакетом пакет...
История, которую я хочу рассказать тебе, читатель, началась осенью 2003 года. Именно тогда, на радость или на беду, администрация Иркутской области приобрела пакет акций (11,29 процента от уставного капитала) ОАО Верхнечонскнефтегаз (ВЧНГ). Эти ценные бумаги в то время тянули на сумму в 4,1 миллиона рублей.
Весной 2005-го по распоряжению губернатора (в тот период времени регионом правил Борис Говорин) акции ВЧНГ были переданы в уставный капитал ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» (ВСГК). Стоимость областного пакета акций ВЧНГ в том, не таком уж далеком, году уже составляла 170 миллионов рублей.
Надо отметить, что ВСГК с уставным капиталом в 30 миллионов рублей была учреждена в марте 2004 года КУМИ Иркутской области и ОАО «ТНК-ВР Менеджмент». Каждому из учредителей ВСГК принадлежало по 50 процентов акций компании. В соответствии с распоряжением губернатора Бориса Говорина акции ВЧНГ в августе 2005 года перешли в собственность ВСГК.
По мнению многих должностных лиц, в том числе депутата Законодательного собрания Иркутской области Антона Романова, глава региона Борис Говорин, принимая решение о приватизации государственного пакета акций ВЧНГ, действовал с превышением своих полномочий. Тем не менее депутаты областного парламента проголосовали за принятие закона «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об утверждении прогнозного плана приватизации областного государственного имущества на 2005 год», в соответствии с которым пакет акций ОАО ВЧНГ был предложен к приватизации путем внесения в уставный капитал ОАО ВСГК. Закон был принят, но губернатором Говориным был не подписан и не опубликован в СМИ. Поэтому, считает депутат Антон Романов (и не только он), вышеназванный законодательный акт не вступил в законную силу.
Справедливости ради надо признать, что чиновничья команда Бориса Александровича не успела довести сделку до конца, а значит, не имела возможности распоряжаться внушительными денежными средствами, которые предполагалось получить за пакет акций ВЧНГ. Это удовольствие — с аппетитом начать тратить сотни миллионов рублей — перепало новому губернатору Александру Тишанину и его соратникам по региональной власти. Впрочем, до состояния такого удовольствия Александру Георгиевичу еще предстояло созреть...
Новая метла на старые грабли
Как известно, новая метла по-новому метет. Наверное, поэтому Александр Тишанин поначалу отказался подписывать законопроект, который не успел завизировать Борис Говорин. Выступая 26 октября 2005 года на сессии Законодательного собрания, губернатор заявил о необходимости возврата нефтяного актива в собственность Иркутской области.
Вот как эту ситуацию излагает Антон Романов в своем заявлении на имя начальника ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу Юрия Сковородина:
«Отвечая на вопросы депутатов Законодательного собрания Иркутской области, Тишанин А.Г. сказал следующее: «Продажа этих акций велась с очевидными нарушениями как по оценке, так и по самой процедуре... Вопрос ставится принципиально. Вопрос ставится недвусмысленно. Либо Законодательное собрание области подтверждает заключение неэффективной сделки, либо реальный актив возвращается в собственность области». На вопрос председательствующего на сессии В.К.Круглова: «Надо понимать так, что на следующей сессии первый заместитель главы администрации Ю.В.Параничев выходит с бюджетом, в котором дополнительно есть 2 миллиарда 100 миллионов рублей?», губернатор ответил: «Безусловно!».
Депутаты, естественно, поддержали такую позицию и приняли решение не преодолевать вето губернатора...».
Ситуация вокруг нефтяного актива, надо сказать, развивалась на полном серьезе: региональная власть в середине октября 2005-го обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, требуя признать недействительной сделку по приватизации областного государственного имущества и применить последствия недействительности сделки.
Но уже к 22 декабря того же года губернатор Александр Тишанин, похоже, вполне созрел для того, чтобы продолжить дело, начатое его предшественником Борисом Говориным. А именно: Александр Георгиевич подписал закон № 115 «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации областного государственного имущества на 2005 год» в прежней редакции.
В предпоследний день 2005 года в Арбитражный суд Иркутской области было направлено заявление об отказе от исковых требований по делу № А19-37549/05-47 и прекращении производства по делу. На следующий день областной закон № 115 был опубликован в газете «Восточно-Сибирская правда» и обрел законную силу...
Искусство требовать жертв
К тому моменту, когда пришло время реальной продажи пакета акций ВЧНГ, эти ценные бумаги уже тянули на весьма внушительную сумму — более двух миллиардов рублей. Нашлись и солидные покупатели, готовые выложить за акции ВЧНГ искомую сумму: это были Роснефть и ТНК-ВР.
Условия предстоящей сделки были одобрены 15 июня 2007 года решением совета директоров ОАО ВСГК. Правда, договор с Роснефтью почему-то не был ни составлен, ни подписан. Другое дело — ТНК-ВР: с этой фирмой все необходимые документы оформлены надлежащим образом.
Но вот что интересно: деньги за акции ВЧНГ не поступали в региональный бюджет — как плата за проданное областное государственное имущество, — а перечислялись в виде... пожертвований. В соответствии с договором ОАО ВСГК должна была пожертвовать некоммерческой организации «Региональный фонд «Развитие Приангарья» (далее — фонд) ни много ни мало — 1 375 000 000 рублей!
Нелишне напомнить, что 50 процентов уставного капитала в ОАО ВСГК принадлежит администрации Иркутской области. Таким образом, выходит, что с согласия и одобрения региональной власти, во главе которой стоял губернатор Александр Тишанин, некая некоммерческая организация получала в свое ведение почти полтора миллиарда рублей!
Между прочим, эти деньжищи не были лишними для областной казны ни тогда, в 2007-м, ни сегодня. Впрочем, до дел сегодняшних мы еще доберемся — не буду забегать вперед и нарушать хронологию событий...
Мы делили апельсин...
Исполняя договор пожертвования, ВСГК перечислила первую половину жертвенной суммы — 687 500 000 рублей. Деньги поступили на счет фонда, которым тогда руководил депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин. О том, насколько рачительно расходовались эти сотни миллионов рублей, известно по результатам аудиторской проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Иркутской области.
В частности, по ходатайству Алексея Козьмина 83 650 000 рублей были предоставлены в качестве беспроцентного займа Иркутскому региональному общественному фонду поддержки ВПП «Единая Россия». В дополнение к 45 миллионам бюджетных рублей добавились 9,9 миллиона «жертвенных» средств, которые пошли на капитальный ремонт с элементами реконструкции стадиона «Локомотив». А между тем это спортивное сооружение являлось собственностью ОАО «Российские железные дороги».
Казалось бы, при чем тут бюджетные деньги и миллионы из пожертвованной суммы? Может быть, все объясняется тем, что Александр Тишанин занял кресло губернатора, освободив кресло начальника ВСЖД?..
Еще 166 миллионов пожертвований ушли на строительство спортивного комплекса Иркутского техникума физической культуры, который тоже никаким боком не относится к областной собственности... Как, впрочем, и паромная переправа на остров Ольхон, которой тоже перепало немало жертвенных средств. Как фонд помощи независимым СМИ, как другие объекты для денежных инъекций...
В то же самое время, когда должностные лица и политические деятели с нескрываемым удовольствием тратили пожертвованные деньги, депутаты-аграрии на сессии Законодательного собрания просили выделить для нужд сельскохозяйственного комплекса Иркутской области дополнительно 100 миллионов рублей. Им отказали. Нужен ли тут еще какой-то комментарий?..
По следам «жертвенных» миллионов
При всем при этом надо признать: хотя бы следы израсходованных в бытность губернатора Тишанина денег из пожертвованных 687,5 миллиона рублей нашлись. Ситуацию изучала комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области, которая даже приняла ряд рекомендаций для региональной власти. В частности, было рекомендовано решить вопрос по закреплению областной доли собственности в тех объектах, в которые были вложены бюджетные средства и деньги фонда. И это разумно, это — справедливо!..
А теперь самое время задаться вопросом: а где второй транш пожертвований, который должен быть осуществлен в том же самом объеме? На какие счета пришли оставшиеся 687,5 миллиона рублей — если пришли? Куда израсходованы — если израсходованы?.. Однако найти ответы на эти вопросы мне не удалось...
Первый транш, отправленный ВСГК на счет фонда, состоялся в 2007 году. Сейчас на исходе 2011-й. Но никакой информации о второй порции пожертвований нет. По крайней мере, никто из тех весьма осведомленных людей, с которыми мне довелось беседовать, ничего об этом не знает. Может, что-то и знают, но не говорят...
Из тех глухих, невразумительных намеков, на которые решались мои собеседники, напрашивался один вывод. А именно: нынешняя ситуация напрямую связана с личностью нынешнего губернатора Дмитрия Мезенцева — политического лидера региона и главного распорядителя финансов в Иркутской области.
В ожидании второго пришествия
Разрозненная информация, собранная мною, складывалась в две следующие версии...
В настоящее время ВСГК, учрежденная, напомню, администрацией Иркутской области и ОАО ТНК-ВР, переживает процедуру банкротства. Поэтому в региональную власть от второго учредителя якобы поступило предложение: второй транш за акции ВЧНГ зачесть в качестве погашения долгов. Якобы в августе 2010 года на сессии Законодательного собрания это предложение было рассмотрено и одобрено...
Если это так и было, то, по мнению некоторых специалистов, в проигрыше остается бюджет Иркутской области, который не получит внушительную сумму денег. Однако ни один из тех депутатов областного парламента, с которыми мне пришлось разговаривать, не припомнил, чтобы на сессии ЗС рассматривался вопрос о судьбе второго транша.
То есть вопрос о том, где сейчас находятся сотни миллионов рублей, место которым, как я полагаю, в региональной казне, остается открытым...
Вторая версия мне представляется более правдоподобной. Якобы в августе 2010 года состоялась встреча между губернатором Дмитрием Мезенцевым и представителями ТНК-ВР, на которой был рассмотрен проект дополнительного соглашения по окончательному расчету за акции ВЧНГ. В соответствии с этим соглашением часть суммы — 7 миллионов долларов (а это 210 миллионов рублей) якобы должна была получить Иркутская область. Остальные деньги вроде как уходили на погашение долгов ВСГК.
Но, по мнению моего информированного собеседника, Дмитрий Мезенцев якобы так и не подписал дополнительное соглашение. И деньги все еще, дескать, остаются на счетах ОАО ТНК-ВР, руководство которого готово немедленно перевести многомиллионные средства, как только будет отмашка от главы региона. А отмашки якобы все нет и нет...
Бюджет из Зазеркалья?
Почему же медлит Дмитрий Федорович? Что мешает ему дать добро на перечисление денег, которые оказались бы очень кстати в связи с гигантскими затратами, понесенными нынче в результате проведения БЭФа и торжеств, связанных с юбилеем Иркутска?..
Мои собеседники, не один год варившиеся на региональной политической кухне, порознь, но получилось — в унисон, высказывали единственное предположение. А именно: непонятная на первый взгляд пауза, которую с августа прошлого года взял губернатор Дмитрий Мезенцев, отказываясь подписывать дополнительное соглашение с ТНК-ВР, диктуется якобы намерением «заныкать» сотни миллионов рублей. А уже потом, когда эта история быльем порастет и утратит актуальность... Потом ведь можно тратить бесконтрольно и совсем не обязательно — в интересах населения области.
Другого объяснения загадочному поведению руководителя области, затягивающего решение судьбы злосчастных миллионов рублей, я найти не могу...
Вместе с тем, надо сказать, что, по убеждению моих собеседников-консультантов, никому не удастся похоронить трагикомическую историю «продажи» акций ОАО Верхнечонскнефтегаз. Не мною сказано: нет ничего тайного, что не стало бы явным. Правда все равно проявит себя.
Юрий Удоденко, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.