Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Три темы одного заседания

13 ноября, 2012

 

 

При сложившейся в области системе распределения лесных участков для ведения хозяйственной деятельности кубометр древесины на конкурсах обходится покупателю дешевле, чем карандаш в магазине канцелярских принадлежностей. Сами конкурсы проводятся без конкурентной борьбы, область не получает от хозяйственной деятельности лесозаготовителей никаких налоговых поступлений. Такие данные были озвучены на заседании президиума правительства Иркутской области 8 ноября.

 


Начальник управления Федеральной службы безопасности РФ по Иркутской области Игорь Ахримеев в своем выступлении сообщил, что в регионе налажена система вывоза нелегально заготовленной древесины — через фирмы-однодневки, которые под видом пиломатериалов вывозят цельную древесину: вместо круглого леса вывозят слегка обработанный брус и получают на этом таможенные льготы. Ежегодные потери государства составляют около 1 млрд рублей.
 

 

Кубометр по цене карандаша

Предваряя выступление руководителя Агентства лесного хозяйства (АЛХ) Иркутской области Виталия Акбердина, губернатор области Сергей Ерощенко пояснил собравшимся, что многие данные в докладе были собраны при заметном сопротивлении со стороны высокопоставленных работников отрасли. Доклад и в самом деле звучал как детектив. Виталий Акбердин доложил членам президиума, что площадь лесов в регионе составляет 69,4 млн га, запас лесного сырья оценен в 8,8 млрд кубометров, расчетная лесосека — 54,8 млн кубометров. В 2011 году было заготовлено 26,1 млн древесины — по этому параметру область занимает первое место в стране. Управляет всем этим богатством АЛХ через 37 территориальных отделов, в которых трудятся 444 государственных лесных инспектора; общая численность сотрудников АЛХ превышает 1700 человек. В 58 автономных учреждениях, занятых охраной леса, тушением пожаров и другими задачами, работают еще 3500 человек — уже по двум этим цифрам можно понять, что управление лесами и их охрана обходятся области в немалую сумму.

На 1 октября 2012 года Агентством лесного хозяйства заключено 1777 договоров аренды лесных участков, в том числе с целью заготовки древесины — 565 договоров. Теоретически на этих участках можно было бы заготовить 38 млн кубометров древесины каждый год, заготавливают, как уже было сказано ранее, на треть меньше. Доходы федерального бюджета от лесов Иркутской области за последние пять лет выросли с 760 млн до 1,4 млрд, доходы бюджета области сократились примерно на ту же сумму – с 660 до 85 млн. Таков эффект введения нового Лесного кодекса в 2008 году. Отчасти доходы области снизились еще и потому, что часть договоров аренды были переведены в статус приоритетных инвестиционных проектов — за счет этого бюджет потерял 200 млн рублей, на проигранных исках о незаконном взимании повышенной ставки аренды — еще 500 млн. От договоров аренды лесных участков в областной бюджет поступает всего 308,3 млн рублей.

Меры по повышению доходности бюджета, предложенные ведомством, резкого роста доходов не обещают — возобновление приостановленных аукционов, например, принесет чуть более 150 млн рублей. Выровнять объем доходов, поступающих в федеральный и областной бюджеты, можно непростым способом — заключать с каждым арендатором договор о социальном сотрудничестве, по которому предприятия обязаны будут вносить некие суммы на развитие территорий. Сейчас область не получает с этих участков ничего, а кубометр леса обходится арендаторам в 10 рублей 79 копеек. Некоторые предприятия, покупая лес по таким и даже еще более низким ценам, не вкладывают ни копейки в развитие производства, затягивают реализацию инвестиционных проектов и получают прибыль, перепродавая лес на корню, — цены реализации при этом превышает цену покупки у государства в 15 раз.

Губернатор области Сергей Ерощенко в ответ на это заявил, что при невыполнении компаниями, реализующими приоритетные инвестиционные проекты в лесной сфере, своих социальных обязательств правительство Иркутской области рассмотрит вопрос о лишении их привилегированного статуса, а к работе комиссий по рассмотрению инвестиционных проектов будут привлекаться правоохранительные органы.

Кстати, еще не факт, что помощь правоохранительных органов хоть в чем-то поможет: по словам Виталия Акбердина, практически каждый пункт скупки древесины пропитан криминалом — работники не трудоустроены по официальной схеме (зачастую это вообще иностранцы), ведется бойкая торговля разрешительными документами, местное население поощряется к нелегальной заготовке леса. Задержанная и изъятая у «черных лесорубов» техника обращается в доход государства крайне редко, буквально в единичных случаях — таково несовершенство российского законодательства…

Начальник управления Федеральной службы безопасности РФ по Иркутской области Игорь Ахримеев в своем выступлении сообщил, что в регионе налажена система вывоза нелегально заготовленной древесины — через фирмы-однодневки, которые под видом пиломатериалов вывозят цельную древесину: вместо круглого леса вывозят слегка обработанный брус и получают на этом таможенные льготы. Ежегодные потери государства составляют около 1 млрд рублей.

При обсуждении проблемы упорядочения перевода земель лесного фонда под малоэтажное строительство Виталий Акбердин сообщил, что в настоящее время свыше 80 дачных и садоводческих некоммерческих товариществ готовят материалы для рассмотрения в правительстве Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в иную категорию. Чаще всего переводят защитные леса, которые выполняют функции защиты природных и промышленных объектов, после чего на них вырубают лес и возводят коммерческое жилье, хотя разрешение выдавалось на создание дачных кооперативов, рекреационных и спортивных объектов. Игорь Ахримеев в своем выступлении заявил, что и его ведомство сталкивается с такими случаями, однако он намерен бороться с практикой уничтожения пригородных лесов.

Губернатор Сергей Ерощенко обратился в правоохранительные органы с требованием провести проверку законности деятельности некой строительной организации, ведущей свою деятельность в Иркутском районе. Эта структура начала деятельность в 1991 году как государственная и получила под застройку 6,4 тыс. га земель в пригородах Иркутска. Однако вскоре ее учредителями оказались частные лица, а в областной бюджет налоговые отчисления не поступают. Губернатор предупредил, что проверка будет проведена и в отношении глав территорий, которые допускают в своих муниципалитетах подобные случаи.

 


Первый заместитель губернатора Николай Слободчиков в своем выступлении раскритиковал Дорожную службу, которая принимает участие в подготовке торгов по ряду заказов, — он зачитал целый список разыгранных в 2012 году тендеров, по которым не было ни рубля снижения стартовой цены и всего один участник. Не меньшее возмущение вызывает у опытных чиновников и другой пример — когда цена снижается на 56 процентов. Ни один из принадлежащих службе заводов не выдерживает никакой критики, и природнадзор в любой момент может закрыть их все. Из принадлежащих службе карьеров только три отвечают требованиям по качеству материала, на конкурсы по предоставлению новых карьеров службу не допускают, потому что у нее есть задолженность по налогам.
 

 

Слишком дороги дороги

Доклад руководителя Дорожной службы области Андрея Кайдаша о перспективах развития предприятия был очень хорошо подготовлен и на стороннего наблюдателя производил вполне положительное впечатление. При том, что в 2012 году было разыграно конкурсов на 15 млрд рублей, Дорожная служба выиграла 16 процентов всех конкурсов на сумму более 2 млрд рублей. Остальным — а это 80 частных компаний — досталось существенно меньше. Таблица, представлявшая распределение средств по разным видам заказчиков (федеральные, областные и муниципальные), позволяла понять, что в ряде случае Дорожная служба не заработала существенные суммы просто потому, что конкурсы проводились слишком поздно и было понятно — с работой в оставшееся время не справиться. Всего же у Дорожной службы на руках более 300 контрактов, и, по мнению Андрея Кайдаша, это единственная компания в области с таким объемом заказов.

Среди недостатков Дорожной службы были отмечены низкая заработная плата работников, изношенная техника (и большие расходы на ремонт) и постоянный рост цены ГСМ, заметно снижающий рентабельность компании. Тем не менее за четыре года служба планировала увеличить численность работников на 500 человек и довести ее до 2640. Несмотря на тот факт, что с 2009 года Дорожная служба вышла из списка убыточных, зима-2012/13 прогнозируется с большими убытками — зарабатывая на строительстве дорог, служба теряет на их содержании.

Учитывая, что по объему средств, выделяемых на содержание дорог, Иркутская область уступает всем соседям, включая Республику Бурятия, зарабатывает служба три месяца в году, а убытки терпит остальные девять. Это и неудивительно: у службы 31 асфальто-бетонный завод с износом техники, близким к 100 процентам, обеспеченность дорожной техникой составляет 52 процента от положенного, а совет директоров службы в 2012 году не собирался ни разу.

Сергей Ерощенко отметил, что сам он в период своей предпринимательской деятельности подобных докладов не делал и даже не уверен, что смог бы. Первый заместитель губернатора Николай Слободчиков в своем выступлении раскритиковал Дорожную службу, которая принимает участие в подготовке торгов по ряду заказов, — он зачитал целый список разыгранных в 2012 году тендеров, по которым не было ни рубля снижения стартовой цены и всего один участник. Не меньшее возмущение вызывает у опытных чиновников и другой пример — когда цена снижается на 56 процентов. Ни один из принадлежащих службе заводов не выдерживает никакой критики, и природнадзор в любой момент может закрыть их все. Из принадлежащих службе карьеров только три отвечают требованиям по качеству материала, на конкурсы по предоставлению новых карьеров службу не допускают, потому что у нее есть задолженность по налогам.

Губернатор, дослушав оба выступления, заявил, что он не верит ни одному из представленных слайдов, потому что при столь сильно изношенных фондах Дорожная служба должна была непрерывно вкладывать средства в модернизацию и никогда не станет рентабельной.

— Я не понимаю, — сказал губернатор, обращаясь к Андрею Кайдашу, — зачем вы, успешный предприниматель, пришли в эту службу, которая три года назад «лежала на боку» и даже банки отказывались ее кредитовать? В чем смысл вашей деятельности?

Вопрос, если подумать, совершенно убийственный для многих российских руководителей. Андрей Кайдаш ответил на него: с одной стороны, была «спортивная злость», с другой — уже три года назад было известно о создании дорожных фондов и появилась надежда на восстановление предприятия. Губернатор стал задавать вопросы и сам отвечать на них. Среди мэров городов и районов нет ни одного, который был бы доволен работой Дорожной службы. Следовательно, службе нужно снизить объем работ до того размера, когда ей будет хватать и людей, и техники, а работа будет выполняться качественно и в срок. Финансировать низкорентабельные процессы из бюджета области губернатор отказался и всем своим заместителям запретил.

Заключительный удар по Дорожной службе нанес сотрудник министерства строительства и дорожного хозяйства, зачитавший специальный доклад по итогам проведенной в течение лета и осени проверки работы службы. В самом начале доклада было сказано, что он подготовлен вопреки сопротивлению самого Андрея Кайдаша:

— Штат работников запуган, вся информация дается только через директора, — поведал докладчик членам президиума. — Такое впечатление, что мы имеем дело с личным предприятием Андрея Кайдаша. Все заместители директора (26 человек) подчиняются только ему, единая картина деятельности предприятия есть только у одного человека. Предприятие теряет свои позиции на рынке, чистая прибыль в 2012 году составила всего 15 млн рублей. Велика доля общехозяйственных расходов — более 500 млн рублей, или 38 процентов всех затрат. У предприятия нет планирования, составляется только бюджет, причем всего на месяц. Размер задолженности перед кредиторами составляет 612 млн рублей, источник финансирования непонятен, возможно банкротство.

Андрей Кайдаш ответил на это заявлением: все происходящее напоминает ему «рейдерские схемы». Губернатор оборвал это выступление, заявив, что доклад был подготовлен по его приказу и при его непосредственном вмешательстве. Сергей Ерощенко назвал ряд мер, которые, по его мнению, директор службы должен был предпринять уже давно — но так ничего и не сделал.

— Я человек команды, — ответил Андрей Кайдаш. — Если вы не оценили труд нашей команды, то пусть поработает другая, и мы сравним результаты.

 


— Мы идем в соответствии с графиком, поэтому каких-либо ограничений для заполнения Богучанского водохранилища до отметки 208 м со стороны Иркутской области не существует, — подчеркнул Владимир Пашков.
 

 

Область вроде бы готова

В заключительной части заседания президиума правительства первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков доложил о готовности ложа Богучанского водохранилища на территории региона. Пашков сообщил, что в настоящее время все готово для переселения первых жителей поселка Кеуль, попадающего в зону непосредственного воздействия водохранилища, в Братск. Дом для переселенцев принят на баланс муниципалитета, завершены юридические процедуры, уточняются конкретные номера квартир, в которые будут заселяться граждане.

В Усть-Илимске муниципалитетом приняты шесть блок-секций, идет процедура оформления документов, с 12 ноября начнется процесс заключения договоров. В поселке Луговое Иркутского района из 13 блок-секций восемь находятся в процессе передачи муниципалитету, еще пять будут переданы в течение следующей недели. Владимир Пашков подчеркнул, что все квартиры находятся на гарантийном обслуживании, замечания жильцов будут учтены в процессе эксплуатации жилых помещений. Всего завершено строительство 429 квартир: из них 88 — в Усть-Илимске, 50 — в  Братске, остальные в Иркутском районе.

Кроме того, по словам Владимира Пашкова, в Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС будет создана бригада для ликвидации помещений, которые будут освобождать жители: все дома будут опечатаны и приведены в состояние, исключающее повторное заселение кого бы то ни было. Правительство Иркутской области таким образом старается учесть негативный опыт переселения ряда ветхих домов. До конца ноября начнется перечисление переселенцам компенсационных выплат.

Все работы, которые запланированы в рамках отдельных мероприятий по подготовке и заполнению ложа Богучанской ГЭС, идут в соответствии с графиком. Первый этап  по лесосводке и лесоочистке завершен на 99,9 процента: работы проведены на общей площади 427 га, из них 408 га — лесного массива. Выполняются мероприятия по переносу кладбищ и консервации скотомогильника. Из-за наступления низких температур  работы по благоустройству территории кладбища в Невоне будут проводиться  весной 2013 года. Энергетическая расчистка и берегоукрепление выполнены на 30 процентов, работы ведутся сменами по 12 часов. Полностью завершены археологические работы сезона 2012 года, вся техника и сотрудники археологических отрядов выведены с места раскопок.

— Мы идем в соответствии с графиком, поэтому каких-либо ограничений для заполнения водохранилища до отметки 208 м со стороны Иркутской области не существует, — подчеркнул Владимир Пашков.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

Фото Степана Подкорытова, «Байкальские вести».

На фото: Сергею Ерощенко не понравился доклад Андрея Кайдаша

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии