Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тонкие ветви «Стальной орхидеи»

21 мая, 2018

Гости начали съезжаться заранее. Нарядные, красивые, улыбающиеся, в предвкушении яркого сценического действа. И не ошиблись. В иркутском Центре сценического искусства LA SCENE состоялась премьера спектакля о любви прославленного немецкого писателя Ремарка и легендарной киноактрисы Марлен Дитрих. Идея, постановка и хореография спектакля — от лауреата всероссийских и международных конкурсов Людмилы Цветковой.

По жанру «Стальная орхидея» — это «роман на пуантах»,  как определила его автор постановки. А исполнен он актерами  музыкального театра имени Н.М. Загурского: заслуженной артисткой России Марией Стрельченко (Марлен Дитрих), Юрием Щерботкиным (Эрих Мария Ремарк) и Диной Ясницкой (Тамара Гамсахурдия, русская балерина, подруга Марлен). Голос за кадром от имени Ремарка озвучил Евгений Алешин.

1.jpg

Пространство небольшого и уютного зрительного зала было оформлено под кафе со столиками (художественное оформление Елены Жижченко), на которых в приглушенном свете горели свечи и лежали цветы орхидеи, напрямую относя зрителей к названию и теме вечера. Один из столиков на самом краю сцены был отдан главному герою, к которому он время от времени присаживался ненадолго, перечитывая письма от любимой.

Актеры рассказывали историю любви двух людей. Долгое время она продолжалась в письмах, которые они регулярно писали друг другу. Отношения не были простыми, да это и понятно: две большие, талантливые личности вместе надолго не уживались. Между ними часто вспыхивали ссоры, затем бурные примирения, страсть, минуты нежности и следом ревность, недоверие и даже вражда. Они отдалялись… Но проходило время, Дитрих и Ремарк вновь стремились навстречу друг другу.

Языком танца актеры поведали нам судьбу, а зрители как зачарованные всматривались в каждый жест, каждый поворот грациозного тела Марлен — Марии Стрельченко, пламенный взгляд Ремарка — Юрия Щерботкина.

Видеоряд (Иван Кешиков) хорошо помогал переносить действие то в Нью-Йорк, к Марлен, то в Швейцарию, в Порто-Ронко, на виллу Ремарка, то на парижские бульвары. Периодически на экране появлялось очаровательное, но со сталью в зрачках, лицо молодой красавицы Марлен и точеный профиль Ремарка.

Писем Марлен сохранилось немного, а вот Ремарка к ней — значительно больше, и все они были не бытовыми — у большого писателя они и не могут быть таковыми, а напряженно-лирическими, восторженно-эмоциональными, грустно-описательными, смотря по настроению, которые под его пером превращались в маленькие шедевры эпистолярного жанра.

Поставить балет, ориентируясь только на письма, — смелый шаг. Но Людмила Цветкова уже не раз доказывала эту мысль своими прекрасными тематическими спектаклями на сцене музыкального театра и в Доме актера. Можно вспомнить великолепный балет «Казанова», кстати, в главных ролях которого выступали те же исполнители — Мария Стрельченко и Юрий Щерботкин. Или  балет  «Он ангел, он черт» — о романе и взаимоотношениях Сергея Есенина и Айседоры Дункан. Балет «Наполеон и Жозефина». И вот новая встреча со знаменитыми героями ее хореографического спектакля.

3.jpg

Спектакль очень красив и динамичен. Актеры языком танца максимально передают суть произведения, «протанцовывая ногами судьбу» двух ярких личностей, раскрывая образы драматически. Их движения  выдержаны в единой гамме и эстетике. И декорации, и костюмы, и мизансцены, и свет работают на воссоздание идеи спектакля,  мятежные герои которого  стремятся навстречу друг другу, но одновременно пытаются сбросить власть одного над другим, дорожа свободой.

Два разных, несоединимых мира. Их любовь была недолгой. Они не смогли пройти испытания, ставшие для них слишком тяжелыми. И любовь угасла. Хотя, как утверждают биографы Ремарка, расставшись, он любил Марлен до конца своих дней, когда она уже давно жила совсем другой жизнью, меняя возлюбленных. Но по воспоминаниям ее дочери, почти перед смертью Марлен  вспоминала именно о нем, о Ремарке.

Актеры убедили, заставив сопереживать, поверить, сочувствовать всем сердцем. Пластикой они раскрыли события и свое к ним отношение. Юрию Щерботкину прекрасно удалось передать тронутый тоской и меланхолией характер Ремарка, страдающего от недостижимости идеала и гармонии. Мария Стрельченко показала всю яркую гамму противоречивых чувств и особый накал драматизма Марлен в финале. Дина Ясницкая очень тонко и гармонично передала внутренний мир своей героини.

Аплодисменты в финале звучали долго и продолжительно, и зрители  расходились не сразу, какое-то время переживая увиденное. А после была возможность общения, обмена впечатлениями. Спектакль вызвал живой отклик, радость от встречи с прекрасным искусством балета, подарившим зрителям счастливые моменты очарованности, красоты, восторга и непременное ощущение театра-праздника.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Ивана Кешикова

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии