Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Там царь Кощей над златом чахнет…, Или о том, как КРИО заморозила два миллиарда рублей

16 марта, 2015

Министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким и генеральный директор Корпорации развития Иркутской области (КРИО) Елена Жукова отчитались о работе корпорации за 2014 год и поделились планами на 2015 год. Итогов, в сущности, до сих пор нет: 1,9 млрд рублей, выделенных в уставной капитал корпорации из бюджета области, так и пролежали на депозитах в банках, а первое заседание совета директоров, посвященное рассмотрению конкретных проектов, состоится только во второй половине марта.

Корпорация была создана в сентябре 2013 года как открытое акционерное общество со стопроцентным участием правительства Иркутской области. В состав совета директоров входят областные министры и заместители губернатора. Корпорация стала далеко не первой структурой, в уставных целях которой записана «поддержка предпринимательства и содействие инвестициям» как основной вид деятельности. Руслан Ким напомнил о существовании Гарантийного фонда и Центра поддержки предпринимательства, благодаря которым Иркутская область победила в федеральном конкурсе на создание центра инжиниринга и рассчитывает в 2015 году создать центр сертификации.

 Все эти «инструменты» работают на горизонтальном уровне, что позволяет рассматривать самые разные проекты — от микробизнеса до федеральных проектов вроде «Силы Сибири»,  пояснил министр. — За последние три года создана система мер поддержки, подкрепленная налоговыми льготами на федеральном и региональном уровне.

По мнению министра, деятельность корпорации в целом была успешной, поскольку удалось, например, подписать соглашения о взаимодействии с аналогичными структурами из Южной Кореи и Китая. Елена Жукова согласна с этой оценкой, хотя из двухсот поступивших в корпорацию заявок были тщательно проанализированы 27, а на рассмотрение совета директоров будут вынесены всего девять. Многие проекты, пояснил Руслан Ким, отвергаются сразу, потому что не несут в себе потенциала прибыльности.

 Все инвестиции КРИО только возвратные, поэтому проект должен быть прибыльным,  подчеркнул министр. — Нам не нужна 28-я парикмахерская в Байкальске, она ничего не даст. Корпорация может профинансировать проект, купив в нем некую долю, а когда проект выйдет на уровень рентабельности, собственник выкупит долю корпорации и таким способом вернет деньги.

Корпорация планирует принять участие в крупнейших инвестиционных проектах на территории области: создании нового авиационного узла в Иркутске, создании особой экономической зоны на Байкале, создании комплекса высокотехнологичной медицинской помощи, формировании вертикально-интегрированного агропромышленного комплекса и сопровождении строительства газопровода «Сила Сибири». Руслан Ким полагает, что область сможет предоставить «Газпрому» широкий спектр товаров и услуг: рабочие руки, строительные материалы, продукты питания, страхование и так далее.

КРИО возьмет под свое крыло и неожиданный для правительства области проект по обеспечению мукой макаронной фабрики в Байкальске. Сегодня, как оказалось, это предприятие покупает зерно в Забайкальском крае, везет его в Улан-Удэ, там зерно мелют в муку и уже муку везут в Байкальск. Предприятие готово расширить производство, но отсутствие в Иркутской области нормальной переработки сельхозпродукции и схема с двумя перегрузками с востока делают расширение нерентабельным. Какое решение будет принято в итоге (например, строительство мельницы в Байкальске), министр пока не знает, но проект выглядит перспективно.

Самые большие надежды Руслана Кима и Корпорации развития связаны с созданием некой управляющей компании, которая будет заниматься «развитием южной части Байкала в плане развития рекреационного потенциала». Соглашение о создании такой компании заключено с участием КРИО, федерального министерства экономического развития и Внешэкономбанка. Компания, полагает министр, даст толчок развитию не только Байкальска, но и всего Слюдянского района, в том числе за счет строительства центра по подготовке олимпийского резерва по зимним видам спорта.

Кроме этого, КРИО выступила с инициативой создания в области государственной компании, которая будет заниматься поиском, постановкой на учет и первичной разработкой месторождений строительных материалов (песка и гравия). На сегодняшний день, по оценке Руслана Кима, ровно половина таких месторождений разрабатывается нелегально, хотя все прекрасно знают, где они находятся (в Иркутском районе вдоль реки Куды, например) и разработка ведется открыто, средь бела дня. Никто, даже областной министр Ким, не рискнет оценить потери, которые несет область—от нелегальной добычи и уничтожения природных ресурсов, от невыплаченных налогов, от дополнительной нагрузки на дороги области, по которым проходят сотни тяжелых грузовиков. Кстати, не факт, что за эти грузовики платят транспортный налог.

— Российские железные дороги, строители, нефтяники—все они являются заложниками «дикого» рынка строительных материалов,  пояснил министр. — При этом никто не занимается рекультивацией земель, никто не знает, какого качества там материалы, никто не проверял их даже на радиоактивность. А потом мы в этих домах живем. РЖД сразу подали заявку на 50 тыс. тонн только по Транссибу—где, интересно, они раньше эти материалы брали? Область, скорее всего, за это ничего не получала, потому что материал просто кто-то воровал. КРИО через дочернее предприятие сможет регулировать и цены, и качество материалов на этом рынке.

Если все пойдет гладко, то КРИО уже в 2015 году выделит более 700 млн рублей на упомянутые девять проектов. Среди них есть столь крупные проекты, как Братский металлургический завод. Заводу областные деньги не нужны (хотя вообще инвестиции в этот проект составят более 7 млрд рублей), зато КРИО помогла ему пройти согласования во Внешэкономбанке.

Пока, впрочем, корпорация заработала в 2014 году всего 78 млн рублей за счет дивидендов от размещения на банковских депозитах. Если бы корпорация в начале 2014 года просто купила на все имеющиеся средства иностранную валюту, прибыль составила бы процентов 100. Увы, предсказать развитие событий никто не мог, поэтому в действительности уставной капитал корпорации, с одной стороны, увеличился за счет передачи в него имущества в поселке Чистые Ключи, а с другой — слегка «подтаял» из-за инфляции. Корпорация, как полагает министр, ведет себя совершенно правильно, потому что среди заявителей, желавших получить финансирование проектов, были и «трижды судимые за экономические преступления», а таким доверия нет. 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Александр 19 марта 2015, 16:43
Все стараются полученные от Государства денежные средства на развитие экономики страны, сразу вложить не в развитие экономики, а в банк или акции, чтобы получить проценты. Кому нужны предлагаемые проекты и инвесторы, рвущиеся в наш регион. С 2010 года инвесторы КНР пытаются решить с правительством Иркутской области вопрос по строительству заводов по переработке углеводородного сырья, но увы, сначала был ответ ГАЗ будет в 2016 году, теперь перенесли на 2018 год. Пока нет необходимости строить заводы, надо еще подождать. Чего? Пока созданные КРИО поиграют на валютной бирже и нарастят свой капитал за счет бюджетных денег?