Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Опора Отечества

13 августа, 2018

В Иркутске отметили 120-летие со дня прибытия первого поезда

16 августа (по новому стилю) 1898 года Иркутск разбудил гудок паровоза. В этот день с раннего утра в Глазковское предместье начал стекаться народ. Во избежание беспорядков к вокзалу публика допускалась лишь по билетам, а остальные расположились вдоль полотна железной дороги, на холмах правового берега Ангары, на близлежащих островах, лодках и подошедшем к берегу у вокзала пароходе. Спустя 120 лет интерес к железной дороге не уменьшился. На торжествах по случаю празднования прибытия первого поезда присутствовало не менее полутысячи иркутян.

Восточно-Сибирская железная дорога подошла к юбилею со всей ответственностью. Празднование началось 4 августа на станции Иркутск-Сортировочный, откуда стартовал юбилейный рейс исторического подвижного состава на паровозной тяге. Праздничный поезд, наполненный ветеранами железной дороги, их родственниками, официальными лицами и журналистами, на станции Иркутск-Пассажирский ожидала торжественная встреча. По историческим справкам о событии тех лет было организовано театрализованное представление. Если бы не сотни телефонных вспышек, погружение в девятнадцатый век вышло бы полным.

6-3.jpg6-4.jpg

Дамы в костюмах модного в то время стиля ампир в корсетах, турнюрах и чепцах барражировали по перрону под руку с кавалерами во фраках и сюртучных пальто, бравые военные щеголяли лихой завивкой усов, юноши в рубахах-косоворотках, выкрикивая последние вести, раздавали газеты «Иркутские ведомости» от 1898 года. Поодаль кучковался простой люд в крестьянских платьях с березовыми ветвями в руках. Прибытие поезда было обставлено по всем канонам, запечатленным еще братьями Люмьер: оглушительный гудок паровоза, оркестровый туш, шапочный «салют».

Как сообщают газеты и хроники XIX века, 16 августа 1898 года город и понтонный цесаревича Николая мост были украшен флагами. Через полотно железной дороги была перекинута арка, украшенная зеленью, стягами, гербами и щитами с надписью: «Привет из Иркутска». Платформа у вокзала была задрапирована материей национальных цветов. К 12 часам на вокзал прибыли высшие военные и гражданские чины и члены городского общественного управления. Около 13.30 показался торжественно убранный поезд. Состав вел, разумеется, паровоз. Военный оркестр встретил его музыкой, а публика – криками «Ура!»

Между тем вокзала в нынешнем центре города могло и не быть. Рассматривались различные варианты трассирования железной дороги у Иркутска, в том числе гораздо выше по течению реки Иркута и далеко в обход города.

Чтобы повлиять на решения проектировщиков, строительство вокзала начали заранее. Здание площадью 466 квадратных метров закончили в августе 1898 года, как раз перед прибытием первого поезда. На объекте были предусмотрены залы первого, второго и третьего класса, кассы, контора начальника станции, телеграф, почта, дамская и мужская уборные. Освещался вокзал керосиновыми горелками. Для пассажиров начала XX века, путешествовавших на восток, Иркутск был главной станцией Забайкальской железной дороги и пересадочным пунктом. Любой пассажирский поезд, следовавший с востока или запада, на станции имел конечную остановку и начальный пункт.

Как отметил начальник ВСЖД Василий Фролов, жители Иркутска тех лет не могли представить, что железнодорожный транспорт будет развиваться столь динамично:

– Стабильность железных дорог сыграла большую роль в жизни нашего отечества, в первом, втором и четвертом десятилетиях XX века сохранив государственность России. Сегодня железнодорожный транспорт обретает новую форму, поскольку все наши действия направлены на повышение ориентированности на клиентов и улучшение инфраструктуры. Иркутская область имеет в лице РЖД сильного соратника, поскольку сейчас мы мощно развиваем Транссибирскую магистраль и БАМ.

По словам Василия Фролова, в настоящее время ВСЖД занимается модернизацией инфраструктуры и реконструкцией станций Транссиба, а БАМ и вовсе обретает второе дыхание. В этом году планируется ввести в эксплуатацию крупнейший мост на ВСЖД через реку Лену, в следующем году – открыть Байкальский тоннель. К 2020 году провозная способность Байкало-Амурской магистрали будет увеличена в два раза, а к 2024 году БАМ и Транссиб должны обеспечить годовой объем перевозимых грузов в 180 млн тонн, что должно послужить толчком к активизации промышленного развития всего Прибайкалья.

6-2.jpg6-1.jpg

Как подчеркнул присутствовавший на торжественной церемонии глава правительства Иркутской области Руслан Болотов, железная дорога для региона – это артерия, по которой струится жизнь.

– Основная часть продукции региона перевозится железными дорогами. До многих точек региона можно добраться только на поезде. А значит, без железной дороги Прибайкалье как субъект Федерации представить невозможно. Заслуга железных дорог – колоссальный вклад в строительный комплекс, это очень высокий уровень подготовки кадров, это технические профессии, следовательно, и способ развивать собственный промышленный потенциал. Байкальская пригородная пассажирская компания одна из немногих, работающих безубыточно в стране. Мы смело смотрим в будущее, развитие, которое получает область через железную дорогу, переоценить сложно, – заключил председатель правительства региона.

На празднике жители Иркутска также получили возможность воочию ознакомиться с внутренним устройством локомотивов разных эпох, поучаствовать в исторической экскурсии по вокзалу «Иркутск-Пассажирский». Завершил дневную торжественную церемонию праздничный концерт, а вечером все желающие могли полюбоваться с бульвара Гагарина на праздничный салют.

Вадим Мельников, специально для «Байкальских вестей».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: Василий Фролов и Руслан Болотов;

Легендарный начальник ВСЖД конца 1980-х – начала 2000-х годов
Геннадий Комаров (справа) и федеральный инспектор Андрей Абрусевич;

В День железнодорожника Иркутск-Пассажирский вернулся в прошлое;

100 лет назад

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии