Сын вечно синего неба
В иркутской Галерее Виктора Бронштейна продолжает работать большая масштабная выставка под названием «INTOнация». Это персональная выставка известного художника Бато Дашицыренова (1961–2010), современного живописца, графика, скульптора, сценографа. Несколько лет он возглавлял художественные мастерские Мариинского театра, сотрудничал с крупнейшими театрами Бурятии и Санкт-Петербурга. Произведения Дашицыренова экспонировались в России, США, Японии, Нидерландах и Франции.
Художника всегда волновали общечеловеческие и философские ценности – любовь, смерть, одиночество. Размышляя над ними, Бато создал целые серии работ, среди которых «Шаман», «Материнская линия», «Петроглифы», «Тотем», «Воин».
Творчество Бато – это попытка заглянуть в собственную душу и душу своего народа, потому и название проекта: «INTOнация» – отсылка к английскому предлогу into, который употребляется в значении «проникнуть внутрь».
Пространство галереи гармонично вписало в свою ауру и среду работы Бато. Оформлено оно настолько культурно, с чувством вкуса и стиля, что высокохудожественно уже само по себе. Чувствуется, какой труд вложен сюда, и труд не одного дня, проведенного в напряжении и творческих муках. Потому и выставка воспринимается как единое целое, как сотворчество с мастером и помощь в деле общения зрителей с работами художника.
Работы Бато Дашицыренова – это целый мир национальных многовековых традиций, колорита и самобытности бурятского народа с его легендами, шаманизмом, духами и священнодействием, при помощи которых он прокладывал своеобразный мостик между современностью и древней культурой. Художник открывал нам своих фантастических, сильных духом героев, в которых земное, бытовое органично и естественно соединено с космическим и божественным.
Все произведения Бато пронизаны мыслью, что человек неотделим от природы, и это единение ощущается на протяжении всей истории бурят. Сцены из повседневного быта предков, бурятский народный эпос, отголоски их кочевого образа жизни – все это легло в основу его графики, скульптуры и живописи, которые были переработаны в авторской кухне, пронесены через собственное мироощущение, к которому, помимо национальных и восточных мотивов, добавились стилистика авангарда и постмодернизма.
В работах Бато рассказывается о бурятских народных традициях, праздниках, быте, о тотемах бурятских родов, истории Чингисхана, о Гэсэре, Сурхарбане. Особое место занимает материнская тема, являющаяся связующей нитью, эстетика кочевой, вольной, неоглядной степи, коня и всадника, слившихся воедино. Одни наездники в яростной готовности сразиться с врагом, другие – в созерцательном размышлении и задумчивости, как на полотне «Ангел».
Кто он: царь, военачальник, покорявший народы, или обычный воин, не раз оставлявший после себя дымящиеся руины, уставший от боев и набегов на соседние племена? По тому чистому, бестелесному существу, примостившемуся у него за спиной, очень напоминающему ангела, мы понимаем, насколько велика сила духовной молитвы просящего за него человека, что невидимый глазу ангел стал на какое-то время реален и осязаем. Этот сюжет художника очень близок к христианским мотивам.
Или удивительная по силе воображения и эмоциональному воздействию работа «Зов предков». Мальчик-подросток сидит у воды и неотрывно смотрит на пущенный по воде бумажный кораблик. Недочитанная и раскрытая книжка лежит рядом, и все, о чем он только что читал, материализовалось вдруг за его спиной в огромные тени больших темных всадников на черных конях, закрывших собой почти все небо.
А вот объемные луноликие влюбленные с полотна «Флирт», где несколькими выразительными штрихами, подобными аппликациям, создан портрет мужчины и очень мягко, с огромной любовью и нежностью, как и все женские образы, облик его спутницы в старинных бурятских украшениях. Рядом работа «Алая саранка», исполненная в той же технике, но, пожалуй, более сокровенная по эмоциям. Здесь двое влюбленных на расстоянии дыхания, разделенные только нежным алым цветком, не отрываясь смотрят друг на друга.
Бато был в неустанном поиске своего собственного неповторимого стиля, в котором отражалась бы основная идея его творчества – выразить древнюю культуру своего народа средствами современного авангардного искусства, дать им новую интерпретацию, новую жизнь в свободной художественной пластике.
Ему удалось приблизиться к бурятским первоосновам, не украшенным никакими причудливыми изысками, экзотикой, излишествами. К тем первоосновам, которые своими корнями уходят в глубину кочевого народа.
Скульптурные работы Бато небольшие по размеру, но эпичные по размаху взаимодействия с пространством и динамичные по действию. Так, в его работе «Шаман» в едином порыве, полете, движении и гортанном крике сплелись человек и бубен. Вообще бубен шамана выступает лейтмотивом большинства произведений Дашицыренова и предстает то с человеческими чертами лица, то в образе предка-покровителя, то как символический знак мироздания.
Подробно рассматриваю скульптуру степного орла из бронзы с расправленными крыльями под названием «Легенда», встречающую посетителей в начале выставки. Орел будто высечен одним взмахом легкого меча, олицетворяющий силу, мудрость, мощь, достоинство и устрашение одновременно. В нижней части скульптуры, у его когтей, оберегаемый священной птицей, бьет колотушкой в огромный бубен одержимый шаман, призывая духов неба и земли. И каждый гулкий раскатистый удар отзывается в сердце…
Чем нам интересен художник? Именно своим индивидуальным стилем, взглядом, ярко выраженным восточным началом, традициями бурятской культуры, которые не были утрачены годами жизни в Петербурге. Напротив, там они еще ярче сохранились и проявились.
Одной из главных тем выставки стала тема неразрывной связи человека с земным и небесным. То, что издревле было определяющим для бурятской культуры, его народа, историческое прошлое которого, его мифология и верования, философские размышления о любви, смерти и предназначении человека волновали художника на протяжении всего творческого пути.
У Бато все традиционно: влюбленные, всадники, путники, борцы, шаманы, птицы, музыканты, дети, матери… Но в этих традициях явно просматривается современность, а вернее – они вне времени.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото пресс-службы Галереи Виктора Бронштейна.
На фото: Виктор Бронштейн на открытии выставки;
В залах Галереи
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.