Рецепт очарования
Иркутский музыкальный театр встречает Новый год балетом Петра Чайковского «Щелкунчик»
Этот шедевр давно признан вершиной мирового хореографического искусства. Впервые он был поставлен на сцене Мариинского театра в Петербурге известным балетмейстером Мариусом Петипа более 120 лет назад. С тех пор эта волшебная сказка Эрнста Теодора Гофмана, положенная на музыку Чайковского, неизменно завораживает и детей, и взрослых своей прекрасной рождественской историей о любви, финал которой светлый и радостный, как ожидание самого Нового года.
На сцене музыкального театра балет «Щелкунчик» появляется не впервые, он ставился в 1998 году балетмейстером Юрием Надейкиным, а в 2009-м – Людмилой Цветковой. Нынешняя постановка «Щелкунчика» осуществлена в соавторстве с театром «Русский балет» и его художественным руководителем, народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым. В минувшем сезоне благодаря этому творческому союзу в театре уже состоялись премьеры классических балетов «Дон Кихот» Минкуса и «Шахеразада» Римского-Корсакова, ставшие ярким событием в музыкальной жизни области. Новая встреча стала не менее эффективной и эффектной.
Балет «Щелкунчик» в хореографии и редакции Вячеслава Гордеева приобрел новые краски, новое дыхание и наполненность.
– Ваша труппа молодая, более непосредственная, искренняя по своей открытости, очень эмоциональная и стремящаяся работать, – сказал в интервью накануне премьеры Вячеслав Гордеев. – Я вижу готовность и желание артистов учиться новому, вижу их трудолюбие. Мы встречаемся с ними уже не на первой постановке, и налицо их профессиональный рост. Но это процесс не быстрый. В хореографических училищах балету учатся восемь лет, а ваши актеры должны этот путь преодолеть за гораздо меньший срок. Они стараются. Помимо балетной труппы, в спектакль мы привлекли многих артистов театра: хор, миманс, воспитанников детской балетной студии при театре. Они хорошо вписались в общий рисунок и работают полноценно, с большой отдачей. Хочу добавить, что я готовлю еще одну версию «Щелкунчика» – короткую, специально адаптированную для новогодних елок, которая будет длиться около часа без антракта. Уверен, что балет «Щелкунчик» очарует иркутскую публику и будет по достоинству оценен и взрослыми, и детьми.
Открывается занавес, и все замирают от красоты – волшебные декорации, гениальная музыка Петра Ильича Чайковского, красочные костюмы актеров, яркая хореография – все волшебно и сказочно. Начинается спектакль со сцены зимних забав, плавно переходящих к сцене приема гостей в доме. Слышен радостный шум, крики, праздничная суета, все как обычно бывает в ожидании счастливых событий. Так незаметно проходит первый акт.
А второй, где каждый танец – новая радость и удовольствие. Испанский, китайский, восточный, русский танец. И конечно, «Вальс цветов», танец Коломбины, Снежинок! Танец Маши в сверкающей белой пачке и Щелкунчика-принца. Каждый отдельный номер вызывает восторг и аплодисменты зала. А еще зрители вместе с героями окажутся в прекрасном королевстве сладостей, воздушных пирожных, где льются розовые реки и фонтаны с лимонадом. Фея Драже встречает гостей со своей свитой, танцуют цветы и шоколадные конфеты. Девочка помогает старой смешной кукле, а потом становится возлюбленной прекрасного принца, и добро побеждает силы зла.
Музыканты оркестра под управлением дирижера Михаила Тарасова (дирижер-постановщик Виктор Олин) замечательно передают характер событий и настроение главных героев, задавая ритм всему спектаклю. И зритель оказывается в мире звуков «Щелкунчика», который с детства знаком многим из нас.
Особое спасибо художнику по костюмам Екатерине Яковлевой. (Москва). Костюмы красочны, великолепны, несут в себе характер, атмосферу и «заряженность временем» и в то же время несколько условны, помогая перенести зрителя в сказку.
Действие наполнено ожиданием Нового года, Рождества, открытий и чудес. И хотя в спектакле не так много разного рода высокотехнологичных спецэффектов, он захватывает внутренней теплотой, искренностью, каким-то домашним уютом, ожиданием яркой сказки и праздника. Благодаря мастерству и тонкому чутью художника по свету, заслуженному работнику культуры РФ Галине Мельник и видеографике Павла Суворова (Москва), очень корректно дополняющей действие, спектакль смотрится волшебно.
Над сценографией отлично поработал Дмитрий Короленко (Москва), и она получилась праздничной, яркой, веселой, фантазийной, зрелищной. Мне показалось очень интересным решение с новогодней елкой на дальней кулисе, когда она вдруг «выросла» на глазах зрителей. Просто и эффектно.
К тому же «Щелкунчик» – сказка непростая, по сути, это сказка в сказке, где удивительно уживаются два мира – фантазийный и реальный. Замечательная игра актеров делает спектакль живым, интересным, ярким. Работа в нем потребовала от них невероятных физических и душевных сил! Это было испытание на стойкость, профессионализм, веру в себя и партнеров, и они достойно справились! Трогательна и великолепна Маша – Екатерина Сабанцева, в другом составе – Татьяна Чиркова. Они очень органично передают чувства доброй, отважной девочки с трепетным сердцем, возмущенной несправедливостью и злом и жаждущей спасти Щелкунчика.
Удивителен Дмитрий Михеев в роли Щелкунчика-принца, который восхищает серьезным и вдумчивым отношением к роли, трудолюбием, умением работать в команде, стремлением постоянно совершенствоваться. И результаты этой работы очевидны: он творчески растет и преображается. Радостно было увидеть в роли Дроссельмейера опытного и мастеровитого Юрия Щерботкина, а в другом составе яркого, талантливого Романа Лукьянчука. В роли Мышиного Короля харизматичного красавца Александра Жорова, в другом составе – Юрия Щерботкина.
Вообще все актеры, занятые в «Щелкунчике», будь то главная или эпизодическая роль, запоминаются, остаются надолго в памяти потому, что благодаря им получилось яркое зрелище. Все они заслуживают благодарности за великолепную, трудную и прекрасную работу.
Здесь уместно сказать о репетиторах по балету, заслуженных артистах РФ, лауреатах международных конкурсов Светлане Устюжаниновой (Москва) и Дмитрии Проценко (Москва), которые тщательно занимались, репетировали с артистами театра, добиваясь нужного результата. «Щелкунчик» – это классический балет, и задачи для артистов театры здесь ставились сложные. Почти все танцы идут на пуантах, и сама хореография очень трудная. Помогали идти к результату ассистенты балетмейстера – заслуженная артистка РФ Мария Стрельченко и Марина Демьяненко.
Многие зрители ждали от постановки волшебства и магии, особой гофмановской атмосферы, соединенной с гениальной музыкой Чайковского. И постановка Иркутского музыкального театра эти надежды оправдала, прекрасно передав мир волшебной, рождественской сказки с чудесами, приключениями и хорошим, добрым финалом.
Особенно актуально музыкальный шедевр смотрится именно в новогодние и рождественские дни – на фоне настоящей елки, праздника и подарков. Именно с балета «Щелкунчик» хорошо начинать знакомить детей с миром балетного искусства, с миром театра, который распахивает двери не только в волшебный мир сказки, но и в удивительный мир танца, который полон красоты и гармонии. Уверена, в ребенке на всю жизнь останутся эти яркие, незабываемые мгновения счастья, волшебства и чуда.
Лора Тирон, «Байкальские вести».
Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.