Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Послание вечности

27 декабря, 2019

«LOST KISS» – «Потерянный поцелуй». Так называется выставка известного монгольского художника Заясайхана Самбуу (Зая Самбуу), открывшаяся в иркутской галерее Виктора Бронштейна.

Тема выставки зашифрована в ее названии. В современном обществе, где все напоказ, где фальшивые чувства скрывают истинные, где все на продажу и люди живут по принципу товарно-денежных отношений и нет места настоящему, искреннему, душевному, – эта реальность заботит и беспокоит художника. Отсюда и название – «Потерянный поцелуй».

7.jpg

Пыльца восточной мудрости

– У нас сегодня необычная выставка, – сказал на ее открытии основатель галереи, бизнесмен, меценат и поэт Виктор Бронштейн. – Мы все глубже и дальше уходим на Восток. И мы рады, что можем не только показывать наших художников, которые периодически выставляются в стенах нашей галереи, но и идти на Восток, открывая искусство наших замечательных соседей. Это бурятские художники и скульпторы во главе с Даши Намдаковым и предлагаемая вашему вниманию сегодняшняя выставка, с помощью которой мы продвинулись в Монголию и даже в Японию, поскольку последние 12 лет Зая прожил в этой стране. Он как бы собрал пыльцу восточной мудрости и восточного искусства: Китай, Монголия, Япония – все отразилось в его полотнах и красках. Прекрасно, что в одном ряду с его выставками, которые прошли в Токио, Нью-Йорке, Париже, теперь стоит и наш Иркутск. Мы рады, что с нами дружат художники с мировыми именами, зная, что у нас, в Сибири, немало благодарных ценителей искусства, и оно никогда не останется без ответа.

Сегодняшняя выставка называется «Потерянный поцелуй», но мы с автором решили, что было бы лучше назвать ее «Легендой о потерянном поцелуе», потому что в ней переплелись и прошлое, и традиция, и современность. А еще в этих картинах художника масса юмора, сарказма и иронии.

Посмотрите на картину «Miss Pop», тут современная девушка в модных очках. В руке она держит леденец чупа-чупс и  выглядит как независимая, даже вызывающая. Но это маска, глубоко в душе она очень ранимая, в ней гибнет и тоскует золушка, которая живет в каждой современной девушке. Живет и порой не находит выплеска и выхода.

Или работа «Интервью». Начальник беседует со своей подчиненной, которая видит в нем почти что монстра. Здесь бездна юмора. Или вот на картине женщина, похожая на кентавра. Художник прозрачно намекает, какой становится женщина без взаимной любви или слишком стремящаяся к эмансипации. Без любви все меркнет в этой жизни, все засыхает и умирает. Поэтому я всем желаю любить и быть любимыми, именно об этом своим искусством говорит великолепный художник Зая Самбуу.

В его картинах неизменно присутствуют женщины, и их роль в традиционной монгольской культуре главенствующая. Матери и жены даже во времена Чингисхана не были бесправными, их мнение ценили, а главное, уважали. Поэтому женщины в работах Самбуу почти всегда гордые и независимые.

– Через характерные монгольские черты этих выражений на женских лицах я пытаюсь раскрыть тайну, которая никогда не была раскрыта: о счастье и несчастье, об отношениях человечества с природой, об истории и современной жизни и о том, как они связаны с нами, – говорит художник.

8.jpg

В лабиринте загадок

Подхожу к картине, названной «Женись на мне», в которой Зая явно поддался обаянию прелестной молодой женщины и сумел создать тонкий поэтический образ.

Его женские персонажи кажутся очень величественными и аристократичными, как, например, дама на картине «Мадам Маргарита». Своим надменным взглядом она напомнила мне «Незнакомку» Крамского, но на этом сходство закончилось. На портрете «Мадам Маргарита» – современная монгольская женщина в традиционной одежде, прическе и головном уборе, с пышными формами. Очень уверенная, сильная, властная, но немного напряженная, она взирает на нас с высоты своего могучего роста, отлично понимая свою значительность, важность, превосходство и высокое положение. А потому и изображенная на фоне неба и проплывающих облаков, т. е. выше всех нас, смертных. Художник иронизирует над моделью, водрузив на ее обширный бюст бокал с коктейлем и привнеся тем самым в атмосферу картины легкий юмор, игру, иронию.

Останавливаюсь возле работы «Девушка с сузафоном». Огромный раструб медного духового инструмента почти закрывает собой нежное лицо девушки, которая, прикрыв глаза, надев на левое плечо тяжелый инструмент и словно медитируя, чего-то ждет. Изящные пальцы не лежат на клапанах сузафона. Напротив, поднятой ладонью она показывает, что играть на нем не собирается, этот инструмент не для нее, он не изящен и слишком тяжел. Возможно, она внутренне слышит его музыку, но извлечь ее не может. Думаю, что картина о мечтах, которые не сбываются.

Однозначно, прямолинейно картины Заясайхана не прочтешь, каждая из них – образ, метафора, символ, загадка, и в каждой зашифровано его послание к нам.

– У меня часто спрашивают, как мы находим художников для наших выставок, – сказала на открытии выставки директор галереи Ольга Бронштейн. – Это происходит чаще всего просто. С Заясайханом мы познакомились в интернете. Я написала ему о желании провести его выставку у нас. Он ответил: «С удовольствием, но выставки я делаю с людьми, которых знаю лично. В то время он был в Улан-Баторе, и я приехала. Мы познакомились, нашли много общих тем. Договорились и об условиях выставки. Это было ровно год назад, и вот художник и его работы с нами, все сложилось. Таких проектов, как этот, в стиле поп-арт, у нас еще не было. Зрители принимают выставку с большим интересом. Персональные проекты Самбуу прошли в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Токио, Гонконге, Париже. Проект «LOST KISS» – это премьера в России. Мы надеемся, что он далее продолжит работу в Санкт-Петербурге и Москве.

Найти свой путь

В своих работах Зая сочетает монгольские и современные традиции, исследует национальные и этнические корни своей родины, о которой остальной мир мало что знает. Художник приоткрывает завесу традиционной монгольской культуры, кочевого образа жизни, непонятного и таинственного для других народов. Простота кочевого быта и отношение к пустыне как к почти святому месту всегда являются главной темой его произведений.

Зая родился на западе Монголии, в аймаке Баянхонгор, что в пустыне Гоби. В юном возрасте он увлекся буддизмом и решил стать монахом, готовил себя к затворничеству и два года прожил в монастыре, но понял, что его больше влечет не этот путь, а искусство. Зая поступает в колледж изобразительных искусств, а затем в университет Улан-Батора на факультет живописи. Вскоре на художественной выставке молодых художников Монголии Заясайхан Самбуу занимает первое место и получает награду как «Лучший молодой художник Монголии – 2003». После нескольких лет работы на родине он уезжает в Нью-Йорк, а после в Токио.

Сейчас картины Самбуу пользуются большим спросом, он уважаем и популярен, создал свой собственный авторский стиль. Казалось бы, пришла слава, успех, награды, материальное благополучие, но Зая не умеет довольствоваться тем, что достигнуто. Он постоянно в поиске нового художественного языка, новых форм, новых идей. За годы жизни за пределами Монголии, Заясайхан не забывает о родине и, став модным и известным, не расстается со своими корнями, с древними заветами, культурой и традициями предков, гармонично сочетая в своем творчестве традиционную живопись и современные сюжеты.

Приходите на выставку составить собственное мнение. Думаю, вы не разочаруетесь!

1.jpg2.jpg6.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы галереи Виктора Бронштейна.

На фото: Заясайхан Самбуу: «Я пытаюсь раскрыть тайну»;

Виктор Бронштейн: «Мы всё дальше уходим на Восток»;

«Miss Pop»;

«Интервью»;

«Три желания»

  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии