Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Света истины сиянье

08 марта, 2016


8.jpg

В Иркутске прозвучала дивная «Иоланта»

21 февраля в Иркутске впервые прозвучала последняя опера Петра Чайковского, которую нередко называют духовным завещанием композитора, — шедевр «малой формы» изумительная «Иоланта». И прозвучала в таком превосходном исполнении, о котором можно было только мечтать.

Премьера концертного исполнения «Иоланты» состоялась в рамках совместного проекта Центра оперного пения Галины Вишневской и Иркутской филармонии. На сцене встретились артисты учебно-театрального заведения с мировым именем и наш Губернаторский симфонический оркестр. Единственный иркутский концерт стал одним из первых в серии мероприятий, которые Центр оперного пения посвящает 90-летнему юбилею своего основателя и первого руководителя великой певицы Галины Вишневской. В марте в Москве в ее честь пройдет VIIМеждународный  фестиваль Мстислава Ростроповича, в июне — Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской. 25 октября на сцене оперного центра будет исполнена опера «Риголетто», в ноябре в Большом театре состоится вечер памяти народной артистки СССР, блистательной певицы и талантливого педагога.

То, что Иркутск стал одной из площадок этого триумфального шествия достижений музыкальной культуры отечества, — большая честь для провинциальной филармонии. В этом заслуга ее творческих руководителей, министерства культуры Прибайкалья, администрации Иркутской области, которые поддержали грандиозный проект. На пресс-конференции, которую музыканты оперного центра дали накануне иркутской премьеры, они подчеркнули, что с нашим городом их связывают уже окрепшие творческие связи. Впервые Центр оперного пения Галины Вишневской порадовал иркутян концертным исполнением «Царской невесты» Римского-Корсакова в 2011 году. В мае прошлого, 2015 года в рамках фестиваля оперного искусства «Дыхание Байкала» прозвучала опера Глинки «Руслан и Людмила». По предварительному замыслу партнеров нынче должна была состояться премьера «Бориса Годунова», причем с оркестром центра и, возможно, на открытой площадке. Кризисные явления в стране отодвинули этот дерзкий и очень затратный план. Однако замена оперной эпопеи Мусоргского на прощальную жемчужину Чайковского, быть может, продиктована свыше, ведь минувший год был юбилейным годом Петра Ильича.

Исполнение одноактного романтического шедевра подарило зрителям захватывающие впечатления. Трудно вспомнить другой такой эпизод в биографии Иркутской филармонии, когда, не устав рукоплескать в зале, публика хлынула в фойе, чтобы плотной волной оваций приветствовать артистов, выходящих из «тамбура» перед сценой. Молодые исполнители Центра Галины Вишневской были ошеломлены и тронуты таким выражением горячего восторга. Все сердца были охвачены радостью и любовью. Все словно чувствовали крылья за спиной. Несомненно, именно о таком воздействии на души мечтал создатель «Иоланты» — совершенно особенного творения в истории оперного искусства.

Недаром именно «Иоланта», о которой принято говорить, что «мал золотник, да дорог», была любимой оперой Галины Вишневской. Самое гармоничное и светлое произведение не только в наследии Чайковского, но и во всей сокровищнице оперных шедевров не могло не пленить такого тонко чувствующего музыканта, такого страстного и отважного человека, каким была Галина Павловна. Проникновенная красота его вокальных партий, акварельная прозрачность и богатство оркестровых красок, глубокий символизм и мощный жизнеутверждающий пафос никого не оставляют равнодушными. Не оставили и нас, прикоснувшихся на пороге весны к этому родниковому источнику духовных откровений. Божественная музыка этой средневековой сказки развеяла наши тревоги, расковала прекрасные мечты.

«Есть сказки, которые больше содержат правды, чем исторический трактат», — заметил об «Иоланте» известный дирижер Теодор Курентзис. «Иоланта» — не просто красивая драматичная сказка со счастливым концом, что в опере встречается крайне редко. Оперный обозреватель Александр Курмачёв делает поразительное утверждение: гибель Чайковского была связана с «Иолантой»  точно так же, как гибель Моцарта — с «Волшебной флейтой», Вагнера — с «Парсифалем», Данте — с «Божественной комедией»,  Булгакова — с «Мастером и Маргаритой», Тарковского — с «Андреем Рублевым». Перед нами прощальное откровение автора, художественное завещание прозревшего гения.

В маленькой опере с огромной эмоциональной силой раскрыта тема восхождения через страдания к постижению величия Творца. Прозрение, ставшее лейтмотивом произведения, — не просто клиническое избавление героини от физической слепоты. Чайковский говорит с нами о духовном прозрении, о внутреннем зрении, о зоркости к неизреченным истинам любви, красоты и мудрости. Говорит о высокой цене, которую платит душа, чтобы подняться к вершинам очищения и божественного восторга. Здесь не лирическая мелодрама, к которой постановку сводила цензура советского периода, вымарав из либретто все «клерикальные» и мистические элементы. Слово Бог упомянуто в тексте оперы 45 раз, Господь — 16. Великий композитор, для которого трактат Баруха Спинозы «Свет Господа» являлся настольной книгой, на пороге своего ухода оставил нам пронзительное, невиданное по красоте свидетельство о мучительном и спасительном движении к просветлению духа. Музыка «Иоланты» наделена такой волшебной воодушевляющей природой, пронизана такой предельной искренностью и чистотой, потому что в ней слышно дыхание высшей реальности, высшей истины и высшего закона.

Вот почему, по мнению экспертов, эта опера требует от исполнителей подлинных вершин мастерства. Не только голоса, владение певческой техникой должны быть окрепшими, но и жизненный опыт, личностный статус певцов должны достигнуть определенной зрелости. И хвала молодым артистам центра, которые с такой ювелирной вокальной точностью, с такой  драматической убедительностью, такой глубокой личной вовлеченностью прожили этот нетленный оперный опыт на иркутской сцене.

Для исполнительницы центральной партии Екатерины Петровой Иоланта стала первой большой сольной партией. Одна из известных оперных певиц России Зарина Абаева признавалась, что с опаской бралась за эту роль, вспоминая, как иногда артистки, бравшиеся за такие сложнейшие партии в молодом возрасте, оставались без голоса. Екатерина увидела в доверенной ей роли Иоланты огромную ответственность и одновременно удачу в своей восходящей творческой биографии. Отвага девушки оказалась оправданной. Теплый, задушевный, темноватый сопрано Екатерины прекрасно выразил все оттенки глубоких переживаний героини, создав трогательный и вместе с тем сильный и цельный характер, полный внутреннего достоинства и благородства.

Сладкозвучный, «лемешевский» тенор выпускника центра Петра Сизова блистал всеми алмазными гранями виртуознейшей партии Водемона. Уже знакомый иркутской публике по роли Фарлафа в прошлогоднем исполнении «Руслана и Людмилы» обладатель роскошного баса Владислав Попов по-новому раскрылся в партии глубоко переживающего несчастье дочери короля Рене. Оценили зрители и страстный подвижный баритон Станислава Ли, мастерски спевшего партию герцога Роберто. Правду молвить, все без исключения участники постановки заслуживают самых восторженных отзывов. Не было ни одного момента, где высокая планка, заданная партитурой великого автора, была бы поколеблена.

Совершенно райским пением прозвучали исполненные поэзии фрагменты девичьего хора, великолепны были дуэты, квартеты, торжествующей радостной мощью грянул финальный многоголосый гимн. Оркестр, занятый облегченным составом, трепетно, бережно и ярко справился со своей титанической задачей. Одна из самых сложных оркестровок оперного репертуара была сыграна прекрасно практически с одной репетиции с дирижером Центра оперного пения Галины Вишневской Ярославом Ткаленко.

Отзвучали последние аккорды потрясающей маленькой оперы с большим содержанием. Смолкли сокрушительные аплодисменты. Съеден большущий торт с афишей «Иоланты» в сладкой глазури. Остается только ждать новых встреч с прославленным оперным коллективом, новых роскошных постановок, новых зрительских впечатлений, так озаряющих нашу многосуетную жизнь.

Марина Рыбак, «Байкальские вести»

На фото: Екатерина Петрова (Иоланта) и Петр Сизов (Водемон)

 

     

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии