Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Судьба женщины

02 марта, 2015


P1010432.jpgМногие люди, знакомясь с иркутянкой Верой Петриченко, гадают, вглядываясь в ее лицо: «Откуда я могу вас знать? Вы в школе не работали?»… То ли образ матери из советского фильма, то ли учительницы — ее черты вызывают в памяти подобные ассоциации. А судьба ее характерна для поколения, не знавшего детства…

В семье Вера была старшая из троих детей. Колхоз, в котором трудились родители, располагался в Мордовской АССР. Весь ритм и уклад жизни в ее родном селе Первомайском определялся трудом. Вот и детские воспоминания моей собеседницы тоже связаны с этим обстоятельством: во время уборки урожая все взрослые, включая дедушку и бабушку, были в поле. Вера, пятилетний ребенок, была с младшими за няньку. «Сестренке был годик, она уползет на дорогу, а я под мышки тащу ее назад. Мама оставляла нам еды и воды, и мы весь день сидели и даже спали на крыльце, ждали старших»…

Когда отца Веры Васильевны назначили председателем колхоза, семья переехала в другой район, где старшая дочь в 1938 году пошла в первый класс. В 1940 году они жили уже в райцентре Ромоданово. Ровно за день до его дня рождения, в мае, отца забрали на переподготовку в армию на три месяца – оттуда он и ушел на фронт. День 22 июня 1941 года Вера Васильевна помнит как сейчас. «Было пасмурно, но не дождливо. Когда сказали, что началась война, у меня, десятилетнего ребенка, просто сердце сжалось. Вскоре после этого известия мама, забрав нас буквально в охапку, перебралась обратно в деревню, к дедушке с бабушкой».

Все игры, которыми и раньше не баловало детство, закончились. Во время уборки урожая на работы привлекли всех школьников: самые младшие собирали колоски, копали картошку. В 1942 году сразу после учебного года все вышли на сенокос: ребятишки, вооруженные палками – черенками, ворошили сено. Дети помогали и дома — матери Веры, как солдатке, в колхозе выделили 25 соток земли, с них преимущественно и питалась семья.

В колхозе остались женщины, дети да старики. Младшие по длительности рабочего дня были приравнены к взрослым после четвертого класса: трудились от света до света, с июня по октябрь включительно. Ребята занимались разнообразными работами: например, пололи просо, пасынковали табак и потом нанизывали его на шпагат для просушки. Поскольку комбайнов не было, взрослые косили жнейкой и косой, жали серпом, а дети скирдовали снопы, а потом на двух палках наподобие носилок несли к стогам (зерно молотили преимущественно зимой). Горох, фасоль, чечевицу, коноплю собирали вручную, так же как и растение с диковинным названием коксагыз, из которого потом извлекали каучук. На лошадиные силы надеяться не приходилось: всех более-менее выносливых животных забрали для нужд фронта, остались старые да выбракованные, которых от бескормицы в зимнее время фиксировали в стойле на ремнях – иначе могли не встать на ноги.

Так, в труде, и прошли военные годы детства Веры Васильевны. День Победы она помнит так же ярко, как 22 июня 1941-го. На улице было солнечно и ветрено, и на полпути в школу, располагавшуюся в полутора километрах от дома, она встретила возвращавшихся домой ребят: война кончилась, какая уж тут учеба! Помнит, как вернулась домой и рыдала, переживая радостное потрясение и одновременно боясь за отца, от которого давно не было вестей.

К счастью, отец Веры Петриченко вернулся с фронта. После войны пришло время восстановления народного хозяйства. Вера Васильевна вспоминает, что дети и подростки продолжали работать в колхозе все лето и осенью еще несколько лет после войны.

Отец был в длительном отъезде, надо было помогать матери, и Вера Васильевна после 10-го класса устроилась работать – на спиртзавод лаборантом. Здесь девушку избрали секретарем комсомольской организации. Получала зарплату — 40 рублей в месяц, но первые самостоятельные покупки – штапельное платье и туфли, то-то радость! — сделала уже в период учебы в Сталинградском техникуме по эксплуатации ГЭС (в то время на Волге начинали строить станцию). Позже группу Веры Васильевны перевели в Ленинград: в Сталинграде не хватало преподавателей по специальным дисциплинам.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора: Вера Васильевна Петриченко

Окончание следует.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии