Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Ковчег на троих для семейного просмотра

09 января, 2018

— Дорогие друзья! Сегодня мы открываем гастроли Московского областного государственного ТЮЗа под руководством заслуженной артистки России Нонны Гришаевой! — с этих  приветственных слов, которые произнес со сцены Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова его директор Виктор Токарев, стартовал краткий визит столичных артистов в столицу Прибайкалья.

1.jpg2.jpg

В коротком ответном слове, потому что детвора уже с нетерпением ждала начала спектакля, начальник отдела гастрольной деятельности московского ТЮЗа Василий Милосердов сказал:

— Уважаемые  жители Иркутска, мы давно собирались к вам приехать, и наконец мы здесь. Спасибо за теплый прием, за радушие, за сердечность. Вчера мы успели съездить на Байкал, какая же это красотища! Как вам повезло, что вы живете здесь. Мы привезли к вам  лучшие спектакли — «Путешествие в счастье», который по жанру определен как притча в стиле джаз, и  музыкальную сказку «Улитка Уля». Мы сыграем их восемь раз, и надеюсь, что спектакли вам понравятся.

Пьеса гостей из Москвы «Путешествие в счастье» известного немецкого драматурга Ульриха Хуба, которой открывались гастроли, была признана лучшей детской пьесой в Германии в 2006 году и с огромным успехом идет во многих театрах Европы и России. Она поднимает вполне серьезные и даже философские вопросы происхождения жизни на земле, но настолько доступным и понятным языком, что у детей самых разных возрастов не возникает преград к пониманию сюжета.

3.jpg

Главные действующие лица — три  Пингвина, три неразлучных веселых друга. Но, как и положено в хорошей пьесе, жизнь предлагает им не только счастливые и радостные события. Она испытывает их на верность дружбе,  проверяет на прочность  характеры, закаляет в непростых жизненных ситуациях, ставит перед выбором. Как просто, думая только о собственном благе и спасении, погрузиться на Ноев ковчег и спастись от Всемирного потопа. Но только Ной берет «каждой твари по паре», а друзей трое. Как быть?

История, которую увидели иркутские дети, в талантливом исполнении актеров московского областного ТЮЗа Светланы Чукиной, Кирилла Водолазова, Элеоноры Трофимовой и Дмитрия Чукина, в изобретательной и яркой режиссуре Веры Анненковой просто заворожила, наполнила энергией, где актеры раскрывались всеми гранями мастерства. На  атмосферную музыку Егора Шашина в стиле джаз дети мгновенно откликались, включаясь в стилистику импровизации, подпевали на повторах куплета,  особенно на словах: «Давай простим друг другу все обиды, ведь  для людей сердца открыты…».

В спектакле много интересных, ярких находок. Видно, что и пьеса легла на труппу и на душу режиссера, и труппа с большим желанием откликнулась на материал. Чувствуется, с каким вдохновением актеры доносят ироничный текст, очень органично, не теряя историю, переходят от музыкальной, хореографической,  вокальной частей к драматургической, как они купаются, наслаждаются в материале.

Второй спектакль рассказывает о трогательной Улитке Уле. Режиссер, заслуженный артист России Михаил Шелухин, и актеры разворачивают на наших глазах трогательную повесть, и вместе с ее героями дети делают для себя большие открытия, взрослеют, постигают мир тайны и красоты.

Энергичный и добрый Лягушонок — Кирилл Водолазов, очаровательная Улитка Уля, трогательная и невесомая (а ведь это надо сыграть, преодолев силу притяжения) Бабочка — Христина Полуянова, бойкий Жук в мотоциклетных очках — Дмитрий Чукин. Все они органично, озорно общались между собой, и дети очень внимательно, вытягивая шеи, чтобы лучше разглядеть, с интересом следили за действием, в котором все сошлось: и внятность истории, и целостность ярких, убедительных образов, и подробнейшее общение артистов на сцене, и непрерывность контакта зала и сцены.

Оба спектакля адресованы для семейного просмотра, потому что в них было над чем подумать и ребенку, и взрослому. Спектакли насквозь пронизаны  радостным светом, теплом, сердечностью, зажигательным юмором. Вообще в спектаклях московского ТЮЗа была одна очень яркая и отрадная  особенность — это их свет, и в данном случае  я говорю  не о сценическом освещении, а о свете их глаз, их душ и сердец, о свете доброты, которой так мало остается в сегодняшнем мире и в сегодняшнем театре в частности.

А во-вторых, провинциальные сцены привыкли к тому, что  приезжающие гастролеры, антреприза не обременяют себя работой в полную ногу, с отдачей,  энергетически затрачиваясь. Московский областной ТЮЗ удивил полной самоотдачей, искренностью и настоящим отношением к делу. Естественна и обратная реакция зала — полные аншлаги и несмолкаемые громкие аплодисменты детей. Эту публику не обманешь, фальшь они чувствуют сразу. В финале последнего отыгранного спектакля  маленькие зрители азартно аплодировали и кричали: «Не уезжайте!».

Главное в детском спектакле, да и во взрослом тоже — пробуждение искренних, подлинных чувств, обмен энергиями, эмоциональный восторг, восхищение. В спектаклях областного московского ТЮЗа все это было налицо, что  является показателем настоящего искусства. Браво!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных и из архива
Московского областного государственного ТЮЗа
под руководством Нонны Гришаевой

  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии