Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Шаблонам неподвластны

03 декабря, 2019

В Музейной студии областного краеведческого музея (ул. Карла Маркса, 13) проходит замечательная выставка «Иркутская проекция» Союза художников и ремесленников Прибайкалья (СХиРП), приуроченная к его десятилетию.

Во всех измерениях

Мастера Союза постоянно удивляют нас великолепными работами. Вот и на этой выставке много интересного и есть чему удивиться, порадоваться, над чем подумать. Тем более что представлены работы всех членов Союза: скульпторов, живописцев, графиков, художников декоративно-прикладного искусства: Евгения Скачкова, Дарьи Евстроповой, Алены Гладких, Екатерины Скачковой, Евгении Сморж, Натальи Сковитиной, Юрия Гимова, Николая Статных, Натальи Агафоновой, Ивана Вычугжанина, Александра Абрамова, Михаила Филиппова, Данилы Бурлака, Александра Виноградова, Степана Шоболова, Игоря Смирнова, Ольги Кузминой, Александра Поправка.

Некоторые участники «Иркутской проекции», такие как Екатерина Скачкова, Дарья Евстропова, Надежда Филиппова и Евгения Сморж, успели поучаствовать и проявить свой талант в «Ночи искусств» в краеведческом музее, где дали мастер-класс для зрителей, вызвав большой интерес у присутствовавших, так как велико было их желание научиться создавать красоту своими руками. Не у всех получалось, но кое-кто мог гордиться результатом.

Выставка «Иркутская проекция» получилась атмосферной, жизнерадостной, наполнившей пространство музея яркими красками, живыми образами. Причем тот или иной художник представлен в разных формах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и рассказать о каждой работе экспозиции просто нет возможности, поэтому хотя бы о некоторых из них.

Любовь у времени в плену

Вот графический лист Алены Гладких «Тихо вздохнула дверь», сюжет которого, по словам Алены, навеян ей чтением записных книжек А.Вампилова, в частности, одним маленьким наброском драматурга под названием «В театре». Я долго стояла перед этой работой, она притягивала какой-то внутренней энергетикой, силой и одновременно глубокой затаенной печалью светлой грусти и необыкновенно тонкого лиризма.

Придя домой, перечитала сюжет этого небольшого вампиловского наброска, возможно, заготовки для будущего рассказа драматурга, а заодно и все записные книжки Александра Вампилова. И многое стало понятным по сути и мысли графического рисунка Алены. Среди обнаженных серых деревьев зритель видит двух юных влюбленных, от счастья кружащихся в танце, летающих на качелях любви. Фигуры легки и наполнены движением, что точно передает в рисунке художник, и будущее представляется для них яркой, красивой сказкой. Они молоды и полны надежд, но проходит время, и суровая реальность все расставляет на свои места. И нет уже той девочки и мальчика, а есть мужчина и женщина, живущие по привычке. Ушли мечты, страсть, восторг перед жизнью, исчезли «души прекрасные порывы», их место заняли быт, пошлость и рутина будничных дней, стремление к удобствам и комфорту.

Художник сводит сюжет прочитанного к художественному обобщению о безвозвратно утраченном и потерянном в жизни, и это состояние великолепно передано Аленой. Прекрасны и всегда необычны ее ювелирные работы, которые с удовольствием носят многие иркутские женщины – в частности, и автор этих строк. Ее фантазия не иссякает, и она придумывает все новые и новые коллекции, например комплект с хризопразами «Шепот моря», представленный на выставке, «Русалкины слезки», «Восход на озере Байкал» и другие. У Алены Гладких свой сложившийся стиль, свой неповторимый почерк, и ее работы узнаваемы среди многих других.

Картинки с выставки

Великолепны «Тюльпаны» Дарьи Евстроповой, выполненные в технике горячий батик. Мимо них, этих ярко-красных шарообразных цветов, невозможно пройти, не задержав взгляда. Интересно решена художником форма бутона – в виде шара с желтой сердцевиной на нежно зеленоватых стеблях-ножках, над которыми мелкими капельками дождя рассыпалась белая гипсофила.

Еще одна работа Дарьи – «У реки» в технике горячий батик – напомнила японскую миниатюру. На ней картина вечереющего дня или скорее поздних сумерек, когда круглый диск луны, взойдя над черно-графитовыми горами, отбрасывает золотистые тени на их вершины. Атмосфера наполняется тайной. В работе умело передана трепетность состояния природы, обилие воздуха, рассеянного фиолетового света, который пробивается через сплетения тонких ветвей. Спит убаюканная теплым вечером луна. На переднем плане на сонной водной глади рассыпались мелкие цветы розовой сакуры. Пейзаж лиричен и эмоционален, и все в нем дышит покоем, красотой и величием. Настоящая симфония синих, серых, фиолетово-розовых оттенков. Работа притягивает, подолгу держит возле себя. В ней есть атмосфера, настроение, где все продумано до мелочей.

А вот работа Екатерины Скачковой в технике холодный батик «Жизнь кошки Сью». Художником умело передана яркая цветовая гармония роскошных шелковых тканей и подушек, на которых гордо и властно восседает разнеженная и надменная королева дивана – кошка Сью. Спокойным взглядом огромных изумрудных глаз она гипнотизирует и убаюкивает каждого вошедшего, но попробуй погладь ее против шерстки – вопьется когтями и расцарапает. Ее власть над людьми беспредельна, и они живут по ее законам. Вспоминаются стихи Марины Цветаевой:

Как ни мани, как ни зови, как ни балуй в уютной холе,
Единый миг – она на воле: в кошачьем сердце нет любви.

А вот еще ее батик, состоящий из двух частей с детским названием «Коняшки». Перед нами удивительно мажорный, яркий, жизнеутверждающий пейзаж, в который врываются застоявшиеся лошадки. Обгоняя ветер и сбивая утреннюю росу, скачут они по летним цветущим лугам и травам, а вслед за ними долго парят в воздухе растревоженные невесомые одуванчики. Вдали, обнимая эту цветущую землю, даря ей тепло и свет, поднимается золотое солнце. Удивительно тонко передает Екатерина радостное мажорное настроение картины, восторг, удивление красотой мира. Здесь она, как, впрочем, и во многих других работах, предстает тонким лириком, ищущим в жизни поэзию и любовь.

Хотелось бы сказать и о ее чарующих коллекциях ювелирных работ, которые всегда исполнены яркой фантазии, выдумки, оригинальных решений. На выставке представлен комплект «Северная сказка», на котором можно увидеть так любимых ею лошадок, птиц, других животных. В октябре в Сибэкспоцентре в рамках Байкальского ювелирного салона проходил конкурс «Серебряный Бабр» среди ювелиров и камнерезов. Екатерина Скачкова стала лауреатом этого конкурса в номинации «Этностиль».

Останавливаюсь у работы Евгении Сморж «Васильковое лето» из серии «Мамины сказки», выполненной на деревянной раме на меди в технике горячей эмали. На фоне небесной синевы, красных поющих птиц и ярких лазуритовых цветов мы видим молодую красивую женщину с детьми. Чуть вытянутые, изящные черты матери, доверчиво склоненные к ней головки детей – это гимн материнской любви, радости и счастья бытия. Композиция легка, изящна, наполнена добротой, яркостью и звучностью красок, что вызывает ответные эмоции зрителей.

Быть самим собой

Посетители увидели работы известного скульптора-монументалиста Евгения Скачкова, который работает и в малой пластике, и в резьбе по кости и камню. На этот раз публика смогла оценить не только его работы, но и портрет самого скульптора Евгения Скачкова, великолепно исполненный художником Александром Абрамовым, который поразил не только реалистическим сходством, но и тем, что художник смог передать в нем характер.

На портрете мы видим человека, в котором нет и намека на позу, стремления быть кем-то, стараться быть лучше, чем на самом деле. Он такой, какой есть в жизни. Держится просто, но с достоинством. Скульптор изображен в красном свитере, в фас, крупным планом, в неподвижной «устойчивой» позе, подчеркивающей его сосредоточенность, глубокое раздумье. Все внимание сконцентрировано на лице, которое много рассказывает нам о человеческой жизни, подчас не просто прожитой, полной невзгод, волнений. Работа Александра Абрамова замечательна по мастерству выполнения и глубине психологической характеристики, по раскрытию внутреннего духа, сложности человеческой натуры, судьбы человека, что представляет особый интерес и главную трудность в любом портрете.

Главное, на мой взгляд, когда смотришь на то или иное произведение, насколько оно воздействует на тебя, тревожит, будоражит внутренне, какие ассоциации возникают при этом, какие рождаются мысли и настроения. И если хотя бы одно из перечисленных составляющих присутствует, то художник работал не зря, он выполнил свою миссию – пробился к человеку, к его чувствам.

1А.jpg2А.jpg4А.jpg7А.jpg5а.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото авторов работ и пресс-службы Иркутского
областного художественного музея.

На фото: Алена Гладких. «Тихо вздохнула дверь»;

Алена Гладких. «Шепот моря»;

Дарья Евстропова. «У реки»;

Евгения Сморж. «Васильковое лето»;

Екатерина Скачкова. «Жизнь кошки Сью»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии