Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Театр длиною в жизнь

18 ноября, 2013

 

Быть или не быть? Иркутский театральный режиссер Владимир Дрожжин на знаменитый шекспировский вопрос всегда отвечает утвердительно. Быть в профессии — несмотря на любые обстоятельства, причем чтобы творимое при его участии бытие на сцене было живым, настоящим. Быть в театре — только ради искусства, не пряча за театральным занавесом никаких соображений карьеры… Свой 65-летний юбилей Владимир Ильич встретил в уверенности в однажды выбранной жизненной и профессиональной философии.



Ломая стереотипы

…Молодежный театр-студию, который позже вырастил в Театр народной драмы, Владимир Дрожжин создал в Иркутске во второй половине 70-х годов. Причем цель такую он не выдумывал — можно сказать, материализовал витавшие в воздухе идеи. Наверное, это — настоящее, верное — острее всего чувствует молодежь. Иначе как объяснить, что целый курс ушел из областного училища культуры вместе со своим преподавателем, не пожелав его менять (Дрожжин уволился оттуда примерно через год работы). Курс ушел — и уже в стены училища не вернулся, студенты заканчивали свое образование в других местах. Именно эти ребята и составили ядро коллектива театра-студии.

Самой первой работой новорожденного театра под руководством режиссера Дрожжина, который и сам был ненамного старше своих актеров, стала вампиловская «Утиная охота» — одна из первых в Иркутске постановок пьесы с ныне мировой известностью. Неопытность коллектива компенсировалась искренностью — им, совсем юным, не хватало традиционных форм выразительности в их ощущении меняющейся действительности. Ради свободы духовного поиска они и отказались от преимуществ официально одобренного творчества — и кочевали по разным ДК, где репетировали и выступали на птичьих правах. Официально трудоустроенным — на копеечной зарплате — там был только режиссер. Часто в сцену превращались и обычные подвалы. Декорации и костюмы, понятно, тоже придумывали и делали сами.

Несмотря на это полулегальное положение, экспериментальный театр быстро обрел популярность, стал явлением культурной жизни — набранные на печатной машинке «афиши» тут же собирали аншлаги. Постановки давали пищу для бурных споров, премьер ждали, гадая – что будет на этот раз?

 

Поиски пути

Надо сказать — Дрожжин, по фамилии которого и называли этот идеологически «непричесанный» театр, вовсе не стремился к популярности любыми способами. Но известность быстро выплеснулась за рамки одного города. Владимир Ильич вместе с актерами и зрителями искал образ «героя нашего времени» и ничего не боялся. Постановки по пьесам Николая Гоголя, Александра Островского, Алексея Арбузова, Бертольда Брехта, Карела Чапека, иркутского автора Алексея Зверева, по поэзии Николая Рубцова… Вместе со своим режиссером театр жил в разные эпохи и изучал разные традиции, нащупывая свой собственный путь постижения действительности. И они этот путь нашли — в фольклоре, в народной культуре.

Вот так, как ни парадоксально, — пройдя путь от любительского до профессионального коллектива, в основу своей концепции театр Дрожжина положил именно народные традиции — переосмысленные, разумеется, на новом уровне. Много времени и сил отдали изучению народной культуры, натыкаясь в своих исследованиях на такие пласты, которые становились открытием даже для специалистов. При этом режиссер всегда смотрел на историю в ее развитии, в ее связи с сегодняшним днем. Может быть, поэтому выступления его коллектива всегда были современны, живо воспринимались зрителем любого возраста, образования и статуса. И это еще одно, что с юности отличало Владимира Ильича от многих «непризнанных гениев», уверенных, что их «высокие идеи» просто не всем понятны. Дрожжина зритель понимал всегда.

 

О статусе и выгоде

Ко времени присвоения студии Владимира Дрожжина статуса профессионального Театра народной драмы — а это было в 1987 году — география выступлений коллектива вышла за границы страны. Летом 1992 года состоялись триумфальные гастроли в Приднестровье, где в это время шло кровопролитное противостояние (Бендеры, Тирасполь, Дубосары).

В родном для театра Иркутске выступления коллектива стали неотъемлемой частью всех массовых культурных событий. Большая часть репертуара была записана в фонды Российского телевидения и радио. Театр Дрожжина, даривший своим зрителям шесть-семь премьер в год, участвовал во многих театральных фестивалях в стране и за рубежом, в таких крупных мероприятиях, как Дни славянской письменности в Москве, Славянский Собор в Вологде, первый Всероссийский фестиваль русской культуры в Омске, первый Всемирный Собор в Москве, Дни русской духовности и культуры «Сияние России» в Иркутске.

В общем, этот театр изучал мир, а мир, в свою очередь, изучал театр… Владимир Дрожжин привел свое детище сначала к статусу профессионального коллектива, а еще через несколько лет — к статусу городского учреждения культуры со своим помещением. Это потребовало 18 лет жизни, каждый день из которых режиссер жил своим творением. Сложно даже предположить, сколько надо было сил, чтобы одним только творчеством, нашедшим широкое признание, заставить официальные органы управления культурой признать свой театр. Без применения всяких связей, «секретных ходов» и другого давления, ни минуты не думая о способах сделать себе карьеру… Подчеркнем: все годы работы театр Дрожжина не был «полигоном» для профессионального роста до официально признанного уровня, не стал еще одним из профессиональных учреждений, «одним из» — нет, он изначально был самостоятельным явлением, обогатившим художественные традиции города и области.

Но вот эта же настроенность только на искусство, без оглядки на собственную выгоду привела к тому, что Дрожжин в 1995 году оставил свой возмужавший к тому времени театр. Это — другая, неприятная тема, на которой мы не будем сейчас останавливаться. Каждый из участвовавших в той истории должен сам ответить за себя…

 

Не изменяя принципам

Много воды утекло с тех времен. Но что бы ни случалось, Владимир Дрожжин остается верен своим принципам. После ухода из театра и безвременья, когда в стране не приходилось говорить о развитии культуры, Дрожжин нашел в себе силы возродиться подобно птице феникс. Уже 12 лет исполнилось созданному Владимиром Ильичом коллективу «Сполох». Кстати, это свое детище Дрожжин тоже не выдумывал — все получилось само собой, начавшись с нескольких советов, данных при случае группе ищущих самовыражения студентов. Потом Владимира Ильича упросили возглавить родившийся коллектив — и он, не имея музыкального образования, вырастил «Сполох» до нынешнего уровня: артистов коллектива, продолжающего лучшие традиции советской эстрады, хорошо знают в Иркутской области и за ее пределами. Уроки сценического мастерства и народных традиций, которые давал своим теперь уже повзрослевшим ребятам Владимир Дрожжин, подарили им и новые возможности творчества.

Новаторский подход, синтетический характер искусства — это фирменные признаки работ режиссера Дрожжина. Эти принципы он воплощает и в своей деятельности в Иркутском театре-студии «Театр пилигримов» под руководством Владимира Соколова, с которым Владимир Ильич сотрудничает вот уже 15 лет. За это время созданы спектакли, полюбившиеся зрителю, — достаточно назвать такие работы режиссера, как «Разин», «Кошкин дом», «Левша», «История необыкновенной любви».

Как всегда, современен

Состоявшаяся в этом году премьера комедии Владимира Дрожжина тоже носит новаторский характер — в чисто драматической постановке «Женихи и невеста» большинство главных ролей играют музыканты театра. И эксперимент «Театра пилигримов» оказался удачным, нашел успех у публики.

Знакомясь с работой «при первом приближении», можно сказать: это — воспринимаемая на одном дыхании комедия положений, дающая зрителю возможность и посмеяться неожиданным  поворотам сюжета, и удивиться интересным постановочным находкам, и получить удовольствие от убедительной игры актеров.

Пьеса «Жених из долгового отделения», по которой поставлен спектакль, принадлежит перу очень рано ушедшего, незаслуженно забытого, знаменитого в свое время драматурга Ивана Чернышева, творчество которого воплощало традиции русского театра эпохи Островского. Действие пьесы разворачивается в доме чиновника Ивана Ивановича Чежина (Олег Ермолович, единственный из всех драматический артист, остальные впервые попробовали себя в этом качестве). У него гостит свояченица, ярославская помещица, богатая вдова лет около сорока, Марья Петровна Грязновская (Ирина Ручкова). Выданная замуж в юности без всяких чувств, гостья бредит образом лермонтовского Печорина, мечтая найти такого человека в жизни. Но окружающие ее потенциальные женихи с благородным Григорием Александровичем ничего общего даже близко не имеют. Ни те, что вьются вокруг нее дома, в Ярославле, ни те, что встретились в Санкт-Петербурге. При этом наложить лапу на деньги родственницы задумал Чежин, для чего выкупил из долговой тюрьмы своего знакомого — Максима Ладыжкина (его играет Антон Федотов).

Ушлый Чежин решил, что, если правильно настроить потрепанного жизнью, но все-таки молодого Ладыжкина, вдова растает и отправится под венец. А вдова тем временем увлекается еще одним гостем своего родственника, приняв за благородную сумрачность и высокие свойства души переживания Николая Счастнева (Дмитрий Лютиков), который на самом деле ждет как освобождения из рабства известия о смерти своей богатой жены, которая старше его лет на 20… Притязания Ладыжкина на роль жениха Грязновская принимает как деликатную попытку передать чувства его стеснительного «друга» Счастнева, а потом — уже в свадебном платье — видит ужас в глазах неудавшегося «Печорина», которого даже предположение об еще одном брачном рабстве вгоняет в натуральную панику…

Зрители смеются и путанице потенциальных женихов, и разительному перевоплощению Ладыжкина из пресмыкающегося существа в высокомерного «барина» — для этого никчемного человечка, кстати, действие закончилось относительным хэппи-эндом… А потом многие зрители задумаются над сходством обстоятельств, между которыми — больше века. И тогда, и сейчас, в период смены эпох, потеряны многие нравственные ценности, которые заменили денежным эквивалентом. А ведь если убрать из человеческих отношений такой элемент, как чувства, то это рано или поздно приведет к катастрофе, в которой первыми пострадают самые лучшие…

В общем, Дрожжин не был бы Дрожжиным, если бы в очередной своей работе не попытался осмыслить и понять наше время, поискать черты современного «героя нашего времени». В его спектакле есть и второй план: по мысли режиссера главная героиня спектакля, ищущая идеала, красивая, умная и сильная женщина, — это Россия, да вот только с правителями ей редко везет, если иметь в виду такие общие цели и семейного союза, и управления страной, как созидание, путь в лучшее будущее…

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора и из архива Владимира Дрожжина.

На фото: Владимир Дрожжин;

Сцена из спектакля «Женихи и невеста»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии