Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Связалась нить времен

14 декабря, 2010

 

К 160-летнему юбилею Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова

Книга театроведа Светланы Жартун вышла к читателям

Что значит — написать книгу о театре? Рассказать о его лучших (или не самых лучших), о «правильных» (или вообще провальных) спектаклях? О звездных (или не самых звездных, но тем не менее интересных зрителю) артистах? О череде режиссеров, с их внутренним миром, амбициями, представлениями о театре, эстетикой? Или — рассказать историю театра, с ее самыми яркими страницами? Или — соединить то и другое?

Аспектов много, и задача порой может показаться непосильной, в лучшем случае — трудно выполнимой.

Однако недавно, перед самым юбилеем, на стол директора театра Анатолия Стрельцова лег незнакомый, только что из типографии, экземпляр новой книги. Ее название «Времен связующая нить», автор — известный иркутский театровед Светлана Жартун.

Вскоре в охлопковском театре была назначена презентация книги. Народу в пресс-центре собралось — до отказа, и это объяснимо: премьера книги сопоставима с премьерой спектакля, с тою лишь разницей, что для театра спектакль — дело куда более привычное. Книга же о театре (того же, кстати, автора) появляется не каждый год, в предыдущий раз выходила к прежнему юбилею, 150-летию, — то есть десять лет назад.  Правда, как отметили те, кто успел познакомиться с обеими, прежняя книга значительно уступает нынешней по широте охвата, по глубине, по замыслу и воплощению.

 

Я думаю, книга эта будет интересна практически всем иркутянам, кому попадет в руки и кто хотя бы несколько раз побывал на спектаклях охлопковцев. Тем, кому не дано умение профессионально анализировать происходящее на сцене, она поможет глубже проникнуть в ткань того или иного спектакля, режиссерского хода, актерских почерков и судеб. Тем же, кто и сам пытается разобраться в этих сложных процессах или кто просто зрительски «подкован» и «насмотрен», книга может стать хорошим собеседником, дать возможность сравнить впечатления, даже поспорить — и в любом случае книга обогатит своего читателя.

Что уж говорить о самих актерах, режиссерах, работниках театра! Представляю, с каким нетерпением ждали они эту книгу! И чуть позже — с каким интересом читают страницы о себе, о товарищах, о партнерах, о тех спектаклях, что сыграны за эти годы, о той оценке «со стороны» и реакции зала, которая не всегда прочитывается только по аплодисментам.

Но — вернемся к торжественному моменту презентации. В зале — они, герои, то есть люди театра, и, конечно, журналисты, представители из министерства... За столом — автор Светлана Жартун, редактор, художник-оформитель. И первое выступление — как вступление в книгу: с букетом цветов к участникам встречи выходят представители министерства культуры и архивов Иркутской области Алексей Худяков и Наталья Васильева.

— Автор поставил перед собой сложную задачу, — говорит Алексей Алексеевич, — я-то думал, что Светлана Жартун опубликует свои прежние газетные статьи, — она же взялась исследовать целый пласт. Она проявила свое профессиональное понимание, свои ощущения, достаточно глубокие и точные, взглянула на последние четыре десятилетия в театре, на явление тех талантов, что блистали в разное время на сцене, на те спектакли, которым аплодировали. И когда читаешь ее книгу, видишь, как автор ощущает ту эпоху, которая уже стала историей, как видит театральный процесс, каждый конкретный спектакль...

В силу своего профессионализма она может высказывать и свое личное суждение о том или ином спектакле. С нею можно соглашаться или нет, но она имеет на это право. В целом книга дает представление о становлении и развитии театра, о его победах и неудачах. Кроме того, книга написана легко, легко и читается. Спасибо автору и всем, кто помогал в издании книги, — она займет достойное место в летописи культуры Иркутской области.

Директор театра Анатолий Стрельцов:

— Хочу сказать спасибо всей иркутской интеллигенции. В какой-то степени благодаря интеллигенции Иркутска вообще существует наш театр. Эта книга вышла стараниями хорошего художника Сергея Элояна, хорошего редактора Ливии Каминской, хорошего верстальщика Елены Бер. И конечно, я очень признателен автору книги Светлане Жартун. Спасибо, что вы нас любите и вместе с нами размышляете о месте театра в жизни города. Я думаю, у театральной летописи еще будет продолжение!

Светлана Жартун — человек творческий, а значит, увлекающийся: всех творческих людей время от времени немножко заносит, и в таком случае очень нужен трезвый, слегка отстраненный взгляд—взгляд редактора. Редактор книги «Времен связующая нить» Ливия Каминская рассказывает о совместной работе с автором:

— Я была свидетелем творческих мук автора, мы много говорили и спорили... Светлана подняла солидный временной пласт истории театра, ей удалось органически связать внутреннюю, сценическую и закулисную жизнь театра с тем, что происходило в стране, в городе, в нашей жизни. Это были десятилетия смены приоритетов, слома нравственных ценностей, и на этом фоне она сумела показать само время. И в этом ощущаешь творческое движение театра, его развитие, поиск. В театре интересно наблюдать творческую кухню — как рождается замысел, как он воплощается в жизнь, какую огромную мыслительную работу проделывает режиссер и вся постановочная группа, чтобы выдать спектакль.

В книге много портретов — Светлана сумела рассказать о многих, и рассказать с симпатией, с любовью, порой не скрывая и каких-то слабостей, что делает портрет актера человечнее, понятнее и симпатичнее читателю. Актер — человек публичный, но зрителю всегда интересно, что представляет он собой в повседневной жизни. Как он рос, как формировался, как шел к своим ролям, к своим творческим успехам.

Есть в книге страницы, где анализируется работа режиссеров, — очень интересно вчитываться в них; есть — всесторонняя информация о театральных фестивалях. Есть раздел, который внушил мне колоссальное уважение к театру, — это страницы об огромной работе театра по воспитанию своего будущего зрителя — деятельности молодежного театрального движения «Алые паруса». Словом, это прекрасный подарок и юбилею театра, и юбилею города.

 

О том, как рождался визуальный образ книги, сдержанный и благородный, рассказывает заслуженный художник России Сергей Элоян:

— Работа над книгой заняла особое место в моем творчестве.  Театр ведь и есть — особый мир, и художественное решение такой книги хотелось сделать таким, чтобы показать природу театра. Сама эта задача почетна и ответственна. Каким был замысел? Мне представилось, что, беря в руки книгу, читатель должен входить в нее, как он входит в театр, и потому обложка напоминает архитектурный облик самого здания.  Происходит как бы отражение театра в самом себе. А открыв книгу, мы словно попадаем в зал с рядами кресел...— Сергей Норикович заканчивает свой увлекательный рассказ упоминанием детали, на которую, может, не каждый обратит внимание: — И даже нумерация страниц оформлена как номерки на спинках театральных кресел.

Да, поистине, для хорошего художника нет мелочей...

— Многое сошлось для меня в этой работе — моя любовь к книге и моя любовь к театру... И давнее знакомство с автором книги, и многолетняя работа с издателем Геннадием Сапроновым, дело которого мы с Сергеем Элояном как бы продолжаем сегодня, — говорит Елена Бер.

Что еще хочется добавить к сказанному? Что книга действительно выдержана в хорошем вкусе — ее приятно держать в руках, приятно раскрыть — и очень хочется погрузиться в чтение, которое увлекает с первых строк.

Попробуйте раскрыть ее наугад — скажем, попадаете на «разбор полетов» Вячеслава Кокорина, режиссера и человека сложного, неоднозначного, увлекающегося и увлекающего, — и вот вы уже погружены в воспоминания о собственных ощущениях от его спектаклей, и сравниваете, и узнаете что-то заново, и удивляетесь: будто вчера написано! И порой возникает уверенность в том, что книга создавалась не год, как было сказано, а все те годы, что Светлана Жартун, выпускница ГИТИСа, живет в Иркутске.

Вот что рассказывает о своем детище сама Светлана:

— Название книги не случайно, обозначенная в нем категория времени для театра имеет основополагающее значение, ведь театр, ставит ли он современную пьесу или обращается к классике, — говорит со сцены о человеке, его духовном поиске самого себя в категориях того времени, которое проживают его актеры, режиссеры, художники. Поэтому о театре часто судят по тому, насколько он умеет держать руку на пульсе.

Книга, как сказала доцент БГУЭП Ольга Красноярова, — это огромный труд, который демонстрирует понимание всего того, что происходит в театре. Сама построенная по законам театра, она раскрывается как театральное действо, в ней есть своя драматургия, своя интрига. Это серьезная театроведческая работа, настоящая книга о театре.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии