Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Свидетели судеб

18 ноября, 2013

 

Уникальная  фотовыставка, посвященная  105-летию Иркутского фотографического общества,  открылась  в отделе истории краеведческого музея. Во многих отношениях она не только интересна, но и уникальна.


И
ркутянам представилась редкая возможность познакомиться с историей развития фотографического дела в Приангарье, увидеть старинные фотоаппараты, фотоальбомы и фотографии первых иркутских фотохудожников: Августа Гофмана, Иосифа Мальмберга, Валериана Динесса, Петра Милевского, Дмитрия Мамонова, проследить и пройти путь от начала изобретения фотографии до наших дней, когда нам стала доступна фотография цифровая.

Среди экспонатов —  уникальные принадлежности для фотосъемки прошлого, в том числе павильонные камеры XIX века, старинные  фотоаппараты Kodak, Compur, «Москва», «ФЭД», «Зоркий», «Зенит», «Смена», держатели негативов, штативы.

В Иркутске фотография появилась в XIX веке благодаря французскому инженеру и художнику Альфреду Давиньону. Он был одним из первых фотографов-дагеротипистов, открывших свой салон в Москве, а затем и в некоторых других городах российской империи. Его салоны пользовались большой популярностью.

В 1845 году Давиньон приехал в Иркутскую губернию, чтобы сфотографировать ссыльных декабристов. Официально он путешествовал в поисках заказов, так как снимать государственных преступников  было строжайше запрещено, и Давиньон имел  большие неприятности, когда это стало известно полиции. Снимки  тогда изъяли и уничтожили, но часть их все же сумели сохранить,  и теперь они находятся в Пушкинском Доме в  Санкт-Петербурге. Снимки были сделаны  приемом дагеротипии на серебряных пластинах и всего в одном экземпляре.

Некоторые снимки из этой коллекции,  в частности хорошо  сохранившийся портрет декабриста С.Г.Волконского и его детей, посетители смогли  увидеть на открывшейся выставке. Он оказался здесь,  благодаря нашему современнику,  почетному  члену  Иркутского фотографического общества,  страстному и неутомимому  коллекционеру Рудольфу Берестенёву. Он, узнав, что в Санкт-Петербурге хранится коллекция спасенных дагеротипов  Давиньона со снимками декабристов и многих других жителей тогдашней Иркутской губернии, поехал в Северную столицу и упросил хранителей музея сделать копии с имеющихся дагеротипов. Таким образом, эти историко-документальные свидетельства эпохи попали к нам, и мы имеем возможность увидеть людей, живших в нашей губернии полтора века назад,  увидеть лица декабристов.

Добавлю, что добрая часть выставленных экспонатов любезно  предоставлена  Рудольфом Берестенёвым из своей личной коллекции, которую он собирает почти всю жизнь.

После приезда  француза Давиньона в Сибирь дагеротипией стали заниматься и иркутяне.  Но это было довольно дорогостоящее занятие, и позволить себе  его могли только состоятельные люди.  Дагеротипия не получила своего  развития, вернее сказать, ее вытеснили новые знания о  фотоделе. Технический. прогресс шел далее, изобретатели открывали новые методы фотосъемки.

К концу XIX века фотодело в Иркутске  уже было поставлено на широкую ногу, появилось множество фотосалонов. В Иркутске  появляются салоны Августа Гофмана, Иосифа Мальмберга, Валериана Динесса,  Петра Милевского, Дмитрия Мамонова.

Первые  иркутские фотографы  были увлечены  портретным жанром. Портрет — один из сложных жанров фотографии. Он требовал от мастеров  знания психологии человека, потому что на снимках видны не только внешние черты, но и элементы характера.

В 1891 году по заданию Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества  иркутскому фотографу  Петру Милевскому было доверено производить  съемку  пребывания в Сибири наследника российского престола  цесаревича Николая.  Петр Милевский был профессионалом  своего дела,  умел  искусно  выстраивать репортажные съемки, был настоящим  мастером и фотохудожником. Он работал в разных жанрах: портрет, архитектура, этнография, репортаж.  Не раз он участвовал в выставках не только в Иркутской губернии, но и неоднократно выезжал на фотовыставки своих работ в Москву.

Большое внимание фотографы Иркутска уделяли городскому пейзажу. Он составлял отдельное направление развития пейзажной фотографии. В XIX столетии можно выделить пейзажные фотографии Гофмана. Он много снимал панорамы Иркутска до пожара 1879 года. На них остался запечатленным деревянный Иркутск во всей его красе. Городской пейзаж интересовал и Милевского, на выставке представлено большое количество его  фотографий в этом жанре.

К концу XIX века фотодело в Иркутске было поставлено на широкую ногу.  Поэтому в 1908 году было решено создать  Иркутское фотографическое общество и утвердить его устав. Первым председателем общества стал Иннокентий Портнягин, страстный  фотограф-любитель, который предпочитал  снимать репортажные и  жанровые сцены. На выставке можно увидеть  его  личные вещи.

В это время в Иркутске было около 25 фотографических заведений, открывались магазины с фототоварами известных мировых фирм, например Kodak. Помимо профессиональных фотографов появлялось и много любителей.

Сфотографироваться всей семьей было настоящим событием в жизни иркутянина того времени. Для этого копились деньги, приезжали родственники из глубинки или близлежащих селений и  в назначенный  день, принарядившись, отправлялись фотографироваться, потому что понимали: снимок делался на всю жизнь, а значит, оставался для потомков.

Когда я было собралась покидать эту выставку, проходив по ней не менее полутора часов, я вдруг заметила в зале маленькую симпатичную  девочку с профессиональной камерой Nikon, висящей у нее на шее.  Снятая крышечка  объектива  методично покачивалась в такт шагам.  Она  деловито, не торопясь, обходила стенды, читала пояснительные тексты, внимательно рассматривая экспонаты, отходила на необходимое расстояние, выбирала интересный ракурс и, четко щелкнув, шла к следующему.

Мне стало интересно, и я решила  познакомиться. Как оказалось, она страстно увлечена фотографией, занимается этим делом с «самого детства», т. е. с первого класса, а сейчас учится в пятом, в школе № 4 города Саянска. Услышала об этой выставке и специально приехала с бабушкой. А зовут эту юную любительницу-фотографа очень красиво — Элина Камаева. Кто знает, может, со временем и она войдет в историю фотодела, запечатлев новые символы своей, совсем другой эпохи.

 

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии