Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сто офортов Иркутска

20 декабря, 2010

 

Выйдет ли в юбилейный для города год альбом графики Александра Шипицына?

 

Первые работы иркутского графика Александра Шипицына об Иркутске сделаны лет тридцать назад. Вы помните, каким был тридцать лет назад Иркутск? В городе не было тогда высотных зданий, таких, какие выросли в последние годы, и первые девятиэтажки были в основном еще в проектах. Иркутск был каменным и деревянным—и при этом он был основательный, невысокий, резной, узорчатый.

Фотографы и художники охотно воплощали его в своем творчестве. Не мог не запечатлеть его и Александр Сергеевич.  Это были офорты, сохранившие для нас деревянный Иркутск с его своеобразной архитектурой, балкончиками и крылечками, ставнями и подзорами из деревянного кружева. Эту деревянную резьбу называют уникальной—и не без оснований: подобная сохранилась в некоторых отдельных случаях только в таких городах, как Омск или Тобольск. Но — лишь подобная!

А сколько в Иркутске было уголков и закоулков, трогательных и неповторимых! Как естественно становились они сюжетами графических листов Александра Шипицына!

Уже первые работы стали потихоньку складываться в альбом. Поначалу их было около десятка, а потом...

— Потом появилась мысль сделать большую серию по Иркутску.  Есть же фотографический образ Иркутска. Здесь, конечно, что-то другое... Там — документализм, здесь — художественный взгляд, листы, на которых важна не столько достоверность передачи, сколько образ Иркутска. Это не путеводитель, хотя в некоторых отдельных случаях дома изображены именно в том виде, в каком они существуют в реальности. И тем не менее — у меня свой ракурс, своя перспектива, иное освещение, другие детали...

Таким образом, у меня получался какой-то мой Иркутск, в котором дома и узнаваемы, и в то же время чем-то неуловимо отличаются от реальных. В основе каждого графического листа — карандашный этюд, набросок или рисунок по памяти; иногда, очень редко, — фотография. Но, как правило, ее переделываешь, перекраиваешь. Фотография сама по себе мертвая (боже, слышали бы это фотографы! — Л.С.), она берется художником лишь как вспомогательный материал, а потом видоизменяется. И это хорошо показывает результат — он совсем другой!..

Для иллюстрации Александр Сергеевич извлекает из стопки работ один офорт — он называется «Любимый дом».

— Вот посмотрите, есть ли такой дом в действительности?  Такого в точности — нет, есть что-то подобное. Но кто скажет, что это — не Иркутск? Типичный Иркутск! Характерные для нашего города архитектурные элементы, декор...

— Когда вы создаете образ Иркутска, что для вас важно?

— Во-первых, обжитые, старые дома — они как бы обласканы человеком, его присутствием. Они обрастают какими-то пристройками, растительностью — деревьями, кустарниками, скамеечками, деталями — где-то почтовый ящик повесили, где-то забор недокрасили. Живой антураж, приметы жизни...  Потом — деревья. В Иркутске вообще удивительные деревья.  Если они рядом с домом — они отклоняются, они в каком-то взаимодействии... Все это создает уют и ту неповторимость, которую и стараешься передать.

— Вы хотите запечатлеть уходящую натуру?

— Первоначально я не ставил перед собой такой задачи. Или просто не задумывался об этом. Потом я стал делать более такие... драгоценные, что ли, дома. Это не всегда дома-памятники—для меня важнее эмоциональная сторона, те чувства, что вызывает то или иное строение.

— То есть это—памятники лично для вас?

— Можно и так сказать...

— Со временем у вас сложилась большая серия работ по Иркутску...

— Да, и я эту серию показал — была выставка «Сто офортов Иркутска» в галерее Лины Ермонтович «Гороо». Это тоже в большой степени «уходящий Иркутск» — во всяком случае, трети этих домов уже не существует.

Но выставка была и прошла, а работы стоят того, чтобы их увидели многие иркутяне. Это мог бы быть альбом хорошей, академической графики, а именно редкостного по нынешним временам вида графического искусства — офорта.

Дело даже не в том, что это трудоемкая, многоступенчатая техника — рисунок, травление кислотой, снова рисунок...  Дело в другом — в конечном результате. А это — тонкая проработка деталей, которая передает сложное настроение, сложное состояние натуры.

 

Глядя на эти листы с видами Иркутска, переживаешь смешанные чувства. Это и ностальгия по прошлому — детству и юности, что прошли на этих улочках; это и красота увядания, и трогательная, даже печальная незащищенность уходящего, и его обреченность — в соседстве с новой, другой, более современной городской средой.

В зимних пейзажах Иркутска, уже иных по настроению, Шипицыну удается передать такую красоту, такую воздушность и прохладу, которая граничит с реальным ощущением свежевыпавшего снега.

Словом, альбом «Сто офортов Иркутска» фактически сложился!  Эта мысль о самостоятельном издании, конечно же, пришла в голову прежде всего самому автору будущего альбома — он даже при поддержке городского управления культуры подготовил дизайн и «сигнальный» экземпляр альбома «Сто офортов Иркутска». Но на дальнейшее нужны средства, а вопрос с финансированием пока не решен, и неизвестно, будет ли решен вообще...

А ведь сейчас самое время появления на свет такого альбома, профессионального, высокохудожественного. Уверена, он стал бы хорошим подарком к юбилею города.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии