Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Семь футов под килем!

13 ноября, 2018

Научный флот Байкала пополнился новым судном – 6 ноября у пристани в микрорайоне Солнечном Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды приняло в эксплуатацию научно-исследовательское судно «Профессор Вознесенский».

Судно названо в честь геофизика, климатолога и картографа Аркадия Викторовича Вознесенского (1864–1936), считающегося основателем гидрометеорологических исследований на Байкале. На протяжении 22 лет он работал директором Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории, основал множество метеостанций на территории от Енисея до Сахалина. Одним из первых составил научное описание климата, сейсмической обстановки и гидрологии Байкала. Помимо множества наград и медалей Русского географического общества имел звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

6-1.jpg

Пока на судне нет научной «начинки» – только двигатель и навигационное оборудование, однако команда из восьми человек может принять на борт десять пассажиров и до 310 тонн груза. Поскольку судно строилось с учетом условий эксплуатации, оно может работать даже во льдах толщиной до 20 см, заходить во впадающие в Байкал реки (осадка составляет всего 1,48 м) и совершать автономные плавания до десяти суток при максимальной скорости до 22 километров в час. За время одного автономного плавания «Профессор Вознесенский» может обойти весь Байкал по периметру – протяженность береговой линии озера превышает 2100 километров. Длина судна составляет 40 м, ширина 7,2 м. По расчетам проектировщиков и заказчиков при таких параметрах «Профессор Вознесенский» сможет заходить в дельту Селенги и исполнит свое главное предназначение – комплексный мониторинг экологической обстановки на Байкале. В частности, ученые смогут брать пробы воды с глубин от 0,5 до 1380 метров и исследовать пробы сразу на борту. Вторая по значимости задача – материальное снабжение всем необходимым научных станций, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях озера.

6-2.jpg

По информации сотрудников Росгидромета, на постройку судна ушло четыре года. Проект разработало «Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота», строительством в Иркутске  занималось ООО «Гидротехник». Работы выполнены в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». В 2019 году «Профессор Вознесенский» должен выйти в первый исследовательский рейс – с его борта ученые будут изучать донные отложения, заниматься отбором гидрохимических и гидрологических проб по всему озеру. Особое внимание будет уделено северным районам, а также Селенге (на берегу которой работает целлюлозный комбинат) и району Байкальска, где до сих пор ощущаются последствия работы БЦБК.

Уже есть заявки на участие в таких экспедициях от российских и международных исследовательских групп, которые заинтересованы в изучении Байкала. Несмотря на то что у Росгидромета на Байкале есть еще одно судно, «Профессор Вознесенский» по своим параметрам может считаться флагманом научного флота на озере – остальные суда уступают ему как по мореходным качествам, так и по уровню оснащения.

6-3.jpg

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора, sudostroenie.info, meteo.ukoz.ru.

На фото: «Профессор Вознесенский» в акватории Иркутского водохранилища;

Схема научно-исследовательского судна;

Аркадий Вознесенский – основатель байкальской гидрометеорологии

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии