Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тяжкие последствия популистских инициатив

16 ноября, 2015

Замороженные тарифы ЖКХ тянут область на дно

Правительство Иркутской области в лице министра жилищной политики, энергетики и транспорта Андрея Капитонова, Иркутскэнерго, представленное генеральным директором Олегом Причко, руководитель областной Службы по тарифам Александр Халиулин, директор ООО «Иркутская энергосбытовая компания» (Энергосбыт) Сергей Бабкин,   многочисленные руководители предприятий и общественных организаций — столь широким получился состав круглого стола, посвященного заморозке тарифов на услуги ЖКХ в регионе.

А он только шашкой — вжик!...

12 февраля 2015 года тогдашний губернатор Сергей Ерощенко в своем послании о положении дел в регионе сделал заявление о заморозке тарифов на ряд коммунальных услуг на два года. Из 830 тарифов, действующих в Иркутской области, пришлось заморозить 60 процентов, дефицит областного бюджета вырос на 626 млн из-за снижения прибыли ресурсоснабжающих предприятий, дополнительные расходы на компенсации различным снабжающим организациям превысили 1,33 млрд рублей. Руководитель службы Александр Халиулин напомнил присутствующим, что ни одна организация не устанавливает тариф по собственной воле, каждую цифру нужно доказывать и подтверждать документально.

— Заморозка тарифов обошлась области почти в два миллиарда рублей, — отметил Александр Халиулин. — В реальности и при замороженных тарифах квартплата все равно выросла на 60—70 рублей. Нужно понимать, что Иркутская область в Сибирском федеральном округе занимает второе место с конца по стоимости квартплаты – дешевле, чем у нас, только в Кемерово. Добавлю, что рост стоимости все равно произойдет, но это в случае затягивания с разморозкой тарифов случится резко, а так у нас бы квартплата росла плавно.

Плюсов от заморозки тарифов руководитель службы нашел всего два — дополнительная льгота населению и отсутствие жалоб от жителей на сомнительное начисление квартплаты: «Телефон горячей линии у нас просто молчит…». Минусов насчитали семь — начиная с того, что льготу получают все жители независимо от доходов, и заканчивая огромными расходами бюджета. База 2015 года, от которой ведется расчет тарифов следующего года, оказалась заниженной, из-за чего в 2016 году область опять будет отставать от реальной стоимости услуг, а предприятия будут нести потери.

— Предыдущая команда не только не закладывала средства для компенсации расходов ресурсоснабжающих предприятий, но и не планировала это делать, — отметил руководитель Службы по тарифам. — Это означает, что многие мелкие котельные не смогут вовремя закупить дорожающее топливо или сделать это в нужном количестве, не смогут провести ремонты, и в итоге — я не исключаю — будет сорван отопительный сезон.

Разумеется, у членов Общественной палаты Иркутской области и других организаций возник вопрос: а где была Служба по тарифам, когда принималось решение о заморозке? Служба, пояснил Александр Халиулин, представила тогдашнему губернатору свои расчеты, но это было сделано постфактум, когда Ерощенко уже внезапно озвучил свое внезапное решение. И прошлое, и нынешнее руководство Службы по тарифам были против «смелого» заявления губернатора, направляли ему свои соображения в письменном виде, но никакой реакции не последовало.

Стоит отметить, что и Общественная палата, члены которой теперь смело нападают на нынешнее правительство, не представляла и не просчитала последствий заморозки, а единственной структурой, которая высказалась против авантюрного заявления Ерощенко, оказались информационные агентства Альтаир и ИркСиб, а также газета «Байкальские вести». Все остальные, включая почти весь депутатский корпус Законодательного собрания, руководителей муниципалитетов и СМИ, дружным хором высказались в поддержку этого решения.

Бюджет понесет потери

Министр ЖКХ Андрей Капитонов рассказал, что по состоянию на начало ноября предприятия Иркутской области уже подали заявки на возмещение до конца года 1,45 млрд выпадающих доходов, то есть более чем в два раза больше, чем расчетная сумма Службы по тарифам.

— Видимо, хотели пройти выборы, а там как получится, — отметил Андрей Капитонов. — Необходимо срочно отменять это решение. Это приведет к росту стоимости коммунальных услуг, но лучше это сделать сейчас, чем тянуть два года и потом получить еще более резкий рост.

Андрей Капитонов поделился собственным опытом работы в Ангарском муниципальном образовании, где с изменением стоимости тарифов тянули несколько лет, а в итоге пришли к тому, что за собираемые суммы управляющие компании не могли не только выполнять капитальные ремонты и инвестировать в развитие, но даже и исполнять свои обязанности по содержанию жилья. У экс-губернатора Ерощенко были разные инструменты социальной поддержки — например, адресная поддержка малоимущих. Но пошли самым прямым, грубым и опасным путем, лишь бы собрать голоса на выборах.  В следующем году нынешние расходы на компенсацию затрат снабжающих организаций придется закладывать в бюджет как базовую сумму, а это означает, что расходы на ЖКХ и подготовку к отопительному сезону нужно планировать на уровне 3—3,5 млрд рублей, а не 1,6—1,7 млрд, как могло бы быть при нормальном развитии ситуации.

Попытки членов Общественной палаты задать наводящие вопросы министру — дескать, где вы были, когда губернатор делал свои заявления? — выдали глубокое непонимание окружающей картины мира. Члены ОП ИО даже не понимают, что в Иркутской области недавно состоялись выборы, избран новый губернатор и сформировано принципиально новое правительство, которое не несет ответственности за обещания Ерощенко, но вынуждено разбираться с тяжелыми последствиями его популистских авантюр.

Один из членов палаты напал на Иркутскэнерго и начал перечислять где-то увиденные им данные о доходах компании: дескать, чего вы жалуетесь, если у вас такие доходы? Он даже не понял, что Ерощенко заморозил лишь тарифы на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, которым в области занимаются десятки и сотни компаний, включая мелкие частные и муниципальные котельные, — а у них-то прибылей нет.

Генеральный директор Иркутскэнерго Олег Причко в своем выступлении пояснил, что в Российской Федерации нет рынка тепловой энергии и горячей воды — есть жесткое государственное регулирование. При установлении экономически-обоснованных тарифов проверяется огромное количество документов, проверяется множество данных и принимается взвешенное решение.

Заморозка убивает котельные

— Тариф на тепловую энергию для Иркутскэнерго хронически убыточный, он составляет 700 рублей за гигакалорию. Для сравнения: у соседей в Красноярском крае 1400 рублей, в Кемеровской области — 2800 рублей. Оборудование производят лишь несколько заводов в стране, оно у нас у всех одинаковое, так что же — в Иркутской области меньше издержки? Ничего подобного, у нас в области для нашей компании убыточное производство тепла. Даже без заморозки! — подчеркнул Олег Причко. — Это политическое решение о перекладывании расходов всех жителей Иркутской области на Иркутскэнерго, а потом бюджет за всех жителей области отчасти заплатит компенсацию. А сегодня в бюджете Иркутской области средств на возмещение нет; выяснилось, что средств не было и никто не планировал закладывать. Какие могут быть последствия? Когда у нас с вами в кошельке нет денег, мы отказываем себе в каких-то затратах — не идем в кино, не покупаем новую обувь… Промышленное предприятие в таких условиях снижает инвестиции в развитие, в ремонт, растут риски для безопасности.

Мы за второе полугодие 2015 года оцениваем свои потери в 700 млн рублей, — продолжил Причко. — Мы одна из крупнейших энергетических компаний страны. Свою выручку мы зарабатываем на федеральном оптовом рынке энергии и мощности. Прибыль мы вкладываем в тепловую генерацию, и мы выживем. А что делать муниципальным котельным? Прибыли нет, ремонтов нет, риски растут. Должен быть разумный паритет между ценой поставщика и возможностями потребителя, потому что потребитель погибнет — погибнет и поставщик. Но нужно говорить не о росте цен, а о затратах в ЖКХ. Слишком большие у нас затраты, нужно искать необоснованные, а потом оптимизировать. Тогда снизится тариф, снизится и плата для потребителя. Мы, например, в Ангарске переносим тепловые нагрузки с ТЭЦ-1, где стоят котлы 1934 года выпуска, на ТЭЦ-9. Не просим бюджетных денег, зато снижаем себестоимость на 43 процента, и потребитель через тариф это почувствует.

Сергей Бабкин продолжил эту тему. Заморозка коммунальных тарифов больнее всего ударила не по крупным поставщикам, а по небольшим муниципальным и частным теплоисточникам, которые и без того едва сводят концы с концами. Сегодня задолженность муниципальных котельных составляет порядка 350 млн рублей. Еще 850 млн рублей — это невозвращенные долги обанкротившихся предприятий. Задолженность водоканалов составляет 80 млн рублей, и 136 млн потеряно в результате банкротства таких организаций. Кстати, если в 2011 году банкротами были объявлены четыре коммунальных предприятия, то в 2014 году — 23 и уже 17 в текущем.

Энергетика обойдется без Ерощенко

На круглом столе были приведены подробные расчеты максимального роста тарифов на услуги ЖКХ в случае их разморозки, причем только для тех потребителей, в жилых помещениях которых отсутствуют индивидуальные приборы учета и такие люди платят по установленным средним ценам. Расчеты сделаны для Ангарска, Братска, Иркутска, Усолья-Сибирского. Как отметил Александр Халиулин, если решение об отмене заморозки тарифов на теплоснабжение, водоотведение, горячее и холодное водоснабжение будет принято, в совокупности рост тарифов с 1 декабря 2015 года составит 8,4 процента. Для человека, одиноко проживающего в однокомнатной квартире площадью 33 кв. м, увеличение составит, как уже сказано, максимум 106 рублей. Семья из двух человек в квартире площадью 45 кв. м  будет платить на 108 рублей больше, а семья из трех человек в трехкомнатной квартире площадью 65 кв. м — максимум на 254 рубля. Индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленный для Иркутской области федеральным центром с 1 июля 2016 года, составляет 3,9 процента. Следующее повышение произойдет только 1 июля 2016 года, но не более чем на 3,9 процента.

Остается надеяться, что правительство области пойдет по пути, предложенному Иркутскэнерго, и ближайшие годы будут посвящены нормальной работе по снижению расходов. А не судорожному поиску площадки для очередной популистской идеи, от которой сам Ерощенко, без сомнения, выиграй он выборы, тут же отказался бы, причем без всяких обсуждений, круглых столов и т. п., а в присущей ему безапелляционной манере.

Участники обсуждения отметили, что, безусловно, часть населения региона нуждается в мерах социальной поддержки и помощи при оплате коммунальных услуг. Для этих людей — льготников, ветеранов и пенсионеров — нужны программы адресной помощи, которые позволят снизить и компенсировать платежи за коммунальные услуги.  

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии