Сельскому хозяйству – реальную помощь
Депутаты Законодательного собрания и представители многочисленных предприятий Иркутской области провели 12 апреля встречу, чтобы обсудить работу пищевой отрасли. Мероприятие состоялось в конференц-зале компании «Янта» в Свердловском районе областного центра.
Правая рука – в помощь
Для начала всем участникам встречи напомнили, что в Иркутской области существует пакет льгот для предприятий, которые только начинают свою деятельность (специальный налоговый режим), а у компаний, ежегодно инвестирующих более 50 млн рублей, есть возможность попасть в список приоритетных инвестпроектов с максимальной господдержкой – 10 процентов по налогу на прибыль на протяжении 10 лет. Если компания инвестирует одновременно и в социальные объекты, ей компенсируют до 100 процентов стоимости таких объектов. На территориях опережающего развития (в том числе в Тулуне и Усолье-Сибирском) компании освобождаются от земельного налога, на пять лет освобождаются от налога на прибыль, а затем платят всего 10 процентов такого налога.
На федеральном уровне введены налоговые каникулы и создана «биржа импортозамещения» на площадке Минпромторга России. Все компании могут напрямую взаимодействовать друг с другом, предлагая свои товары и услуги, чтобы найти наиболее выгодное предложение без посредников. Есть возможность получить льготные кредиты, субсидии на возмещение затрат на производственную деятельность, но при условии, что компания входит в список системообразующих. Ранее у региональных компаний были проблемы с включением в этот список, но сейчас регламент изменен и каждую компанию могут рассмотреть персонально. Существуют программы лизинга (27 процентов на сумму до 500 млн рублей на пять лет), проекты поддержки компенсации маркировки товаров и льготы для исполнителей государственных контрактов. Для более скромных компаний существует фонд микрокредитования, который, в частности, помогает фермерам кредитом на сумму до 5 млн рублей с разными ставками, которые зависят от обеспечения кредита. Государство имеет возможность как поддерживать строительство предпринимателями инфраструктурных объектов, так и полностью компенсировать им такие расходы.
Левая рука – удавка на горле
С «ответным словом» от имени Некоммерческого партнерства «Союз предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности» выступил председатель совета директоров Иркутского масложиркомбината Дмитрий Баймашев. Он напомнил, что в 2021 году доля сельского хозяйства и пищевой промышленности в валовом региональном продукте области составила 4,4 процента, тогда как несколькими годами ранее она составляла 6 процентов и была наравне с лесопереработкой. Однако формальное снижение доли связано не с падением производства – оно, напротив, растет, а с успехами нефтедобычи, которая потеснила остальные виды промышленности.
Рост производства в абсолютных цифрах означает и укрепление продовольственной безопасности региона, однако для дальнейшего развития отрасли нужна дополнительная поддержка со стороны государства. Дмитрий Баймашев оценил ее в 860 млн рублей на 2022 год, в то время как в реальности поддержка со стороны бюджета области не достигла уровня 2019 года. В целом в отрасли заняты около 100 тыс. жителей области, в том числе в сельском хозяйстве 14,8 тыс. человек, в пищевой промышленности – около 12 тыс. Отрасль дала товаров на сумму более 5,5 млрд рублей.
Переходя к работе отрасли в режиме санкций, Дмитрий Баймашев отметил, что все партнеры предупредили предприятия Иркутской области о росте цен на товары и оборудование. Мука и сахар подорожают на 15–40 процентов, на 30–40 процентов вырастет цена генетического материала, увеличатся счета за упаковку, ветеринарные лекарства, пищевые добавки и так далее. В среднем цены на сельхозпродукцию выросли на 25 процентов, на приобретаемые ресурсы – на 35 процентов.
Предприятия отрасли приняли предложение регионального правительства и объявили о заморозке цен, но они могли бы пойти дальше – если бы видели шаги навстречу. Один только Иркутский молокозавод платит ежедневно 200 тыс. рублей за специальную марку, которая наносится на каждую упаковку его продукции.
– Зачем, неизвестно, – отметил Дмитрий Баймашев. – И ведь это только один завод, а платят все. Сейчас мы эту наклейку на каждую бутылку с водой будем клеить. Если такую марку налепить на шубу или автомобиль, то в общей цене не заметишь, а на таких недорогих товарах сказывается. Нам, правда, обещали компенсировать расходы, понесенные на эти марки в прошлом году, но на одну только настройку оборудования ушли десятки миллионов рублей.
Несмотря на усилия руководителей предприятий по обновлению оборудования, фактический износ основных мощностей составляет 55 процентов. Группе компаний «Янта» перевооружение обошлось бы в 4,2 млрд рублей, и компания готова взяться за эту работу, но при условии поддержки со стороны правительства области в сфере получения банковских кредитов.
Работу отрасли осложняет постоянное бюрократическое давление. Многочисленные контролирующие органы ничего не производят и никак не содействуют росту производства в реальном секторе, но требуют отчетов.
– Кто каждый день, кто раз в неделю, кто раз в месяц, но это просто невозможно, – отметил Дмитрий Баймашев. – Вместо того, чтобы работать, изучать перспективы, люди сидят и пишут отчеты. Читает их вообще кто-то или нет? Может, сделать одну форму на уровне правительства – мы бы заполняли и отправляли. А то нам постоянно грозят: не заполните – прокурору напишем.
В полемическом задоре Дмитрий Баймашев даже сравнил проверки с терроризмом. В конце осени 2021 года на Иркутский масложиркомбинат пришла комиссия одного из ведомств, чтобы проверить меры по борьбе с коронавирусом – обработку рук, использование масок и т. д. У «пищевиков» санитарные меры всегда на высоком уровне, а в период пандемии стали еще строже. Комиссия нашла один недостаток: не вели журнал учета измерений температуры на проходной. Через некоторое время предприятию выписали штраф за то, что семеро из тысячи ста сотрудников не прошли вовремя флюорографию. При этом надо учесть, что речь шла о сотрудниках юридической службы и отдела кадров, которые никак не связаны с работой в цехах, а время для посещения поликлиники (где собиралось максимальное количество действительно больных людей) было явно не самым лучшим. Но тем не менее был выписан штраф в размере 300 тыс. рублей. Как это способствовало улучшению работы предприятия, как помогло увеличить продовольственную безопасность области, неизвестно. Эти же средства могли пойти в дело, но вместо этого ушли в неизвестном направлении.
Крупный бизнес тоже ждет поддержки
Председатель Законодательного собрания Александр Ведерников предложил и Дмитрию Баймашеву, и всем другим предпринимателям, которые столкнутся с угрозами «написать в прокуратуру», немедленно сообщать о таких случаях в ту же самую прокуратуру. Президент РФ Владимир Путин на недавнем совещании в Ново-Огарево приказал снизить административное давление и прекратить «кошмарить» бизнес. Те, кто этого не понял, получат дополнительные разъяснения. Однако генеральный директор компании «Каравай» Ольга Денисова, которой выпало выступать следующей, едва поднявшись на трибуну, сообщила, что прямо сейчас на ее предприятии идет несколько проверок, а обращение в прокуратуру две недели назад не дало никакого результата – на него даже не ответили. Александр Ведерников пообещал подключить к решению проблемы депутатов ЗС и, если потребуется, оформить депутатский запрос или обращение.
Что касается условий работы, то цены на зерно выросли на 10 процентов, на масло и жировые продукты – на 50 процентов, на сахар – на 25 процентов. Упаковочные материалы мало того, что подорожали, так они еще и в дефиците. Многие поставщики перешли на полную предоплату, поэтому предприятиям нужны оборотные средства – на 40 процентов больше, чем обычно. Взять средства в банке под предлагаемые проценты слишком дорого; получить их с розничных сетей, сократив срок расчетов, не удается. Кроме того, ни сырье, ни конечная продукция хлебокомбинатов не входят в список товаров, субсидируемых из бюджетов, хотя субсидия могла бы открыть предприятиям доступ к более дешевым кредитным ресурсам.
Ольга Денисова отметила, что такие предприятия, как «Каравай», не относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, на поддержку которых ориентированы основные льготы государства. Хотя пока предприятие не видит изменений спроса на свою основную продукцию (есть снижение спроса на кондитерские изделия), рост цен на сырье в сложившихся обстоятельствах приведет и к росту цен на хлеб. Чтобы этого не произошло, можно было бы изменить некоторые налоги и сборы, составляющие часть стоимости хлебобулочной продукции.
Нет прибыли – нет производства
Депутат Законодательного собрания Павел Сумароков в своем выступлении заявил, что у мясного животноводства в Иркутской области плохие перспективы. В себестоимости мяса цена кормов составляет 68 процентов, а цена самых нужных кормовых добавок выросла только с 1 января на 30–35 процентов. Даже соевый шрот (остатки зерна, из которого отжали масло), который продает Усольскому свинокомплексу Иркутский масложиркомбинат, стал дороже на 40 процентов, а этот продукт в стоимости кормов свиноводства составляет более четверти. Упаковочные материалы подорожали на 58 процентов, основная вакцина (производства США) подорожала пропорционально изменениям курса доллара, и неизвестно, будет ли возможность ее купить. Все строительные материалы подорожали в диапазоне от 24 до 76 процентов.
На основании этих данных Павел Сумароков уверенно заявил, что цены на продовольствие будут расти, если правительство области не вмешается в ситуацию и не введет меры поддержки – хотя бы субсидии на производство. Как рядовой потребитель Павел Сумароков считает недопустимым, что в цене продовольствия в магазинах 35–40 процентов составляет торговая надбавка. Из-за этого Усольский свинокомплекс отказался от работы с федеральными торговыми сетями. Что касается доступности кредитов, то крупным предприятиям не подходит ставка в 11 процентов, которую предлагают банки, – у предприятий нет прибыли, которая позволила бы расплатиться на таких условиях. Правительство области субсидирует начинающих фермеров, но они не могут обеспечить стабильные поставки сырья переработчикам и конечной продукции в магазины, на столы потребителей. По мнению Павла Сумарокова, опыт последних нескольких лет говорит именно об этом: средства на субсидирование фермерства были потрачены, а объем продукции сельского хозяйства не увеличился.
– Капуста с осени подорожала в три раза, картофель и морковь – в два. Я поддерживаю предложение губернатора о строительстве тепличных хозяйств, расширении производства картофеля. Контролирующие органы могут нам, производителям, угрожать чем угодно, но, если не будет поддержки государства, производство остановится, работать в убыток никто в сельском хозяйстве не будет, – заявил Сумароков. – Вопрос о льготах по налогу на прибыль нам неинтересен, прибыли в этом году не будет. Три года назад мы стали платить налог на добавленную стоимость – это минус 250 млн рублей. Надо полностью пересмотреть налоговое законодательство по сельскому хозяйству.
Комментируя ситуацию с проверками, Павел Сумароков рассказал, что в 2021 году его предприятие проверяли 288 дней (всего в году было 247 рабочих дней), а сумма штрафов и расходов на суды и адвокатов превысила 86 млн рублей. Сохранить уровень цен в таких условиях на длительный срок Усольский свинокомплекс не сможет, хотя по просьбе министерства сельского хозяйства области объявлен мораторий на изменение цен до июля 2022 года.
О связях с Монголией и опыте Бурятии
Министр сельского хозяйства области Илья Сумароков предложил предпринимателям не ждать, что с федерального уровня придет решение всех проблем. Среди присутствующих на встрече компаний каждый что-то продает своим соседям и что-то у них покупает. Поэтому предприятиям области нужно идти на координацию усилий, помогать друг другу со сбытом и закупками различных товаров. Председатель Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь в заключительной части встречи выдвинул несколько предложений, в том числе введение моратория на маркировку молочной продукции, расширение связей с Монголией и организацию встречи депутатов ЗС и предпринимателей с прокуратурой.
Заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров призвал активнее изучать опыт соседних регионов: в Бурятии, например, субсидия на 1 кг печеного хлеба составляет 4,6 рубля, в других регионах – до 6 рублей. Иркутская область производит около одного процента всей сельхозпродукции России, что позволяет ей рассчитывать на субсидии в размере 4 млрд рублей, а получает в реальности около 800 млн. Это означает, что правительству области и депутатам Государственной думы от региона нужно активнее работать с федеральным правительством. Депутаты вернутся к поставленным на совещании вопросам и на заседаниях комитета по сельскому хозяйству, и на сессиях, когда будут обсуждать корректировку бюджета на 2022 год.
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото автора.
На фото: Ведущий конференции – Александр Ведерников,
справа – Кузьма Алдаров, слева – Дмитрий Баймашев
и Алексей соболь;
Депутаты областного парламента в конференц-зале
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.