Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Se la vie

04 ноября, 2013

 

Остап Бендер — вчера, сегодня, завтра

Если повернуть время вспять и попробовать вспомнить любимых литературных героев советского времени, одно из лидирующих мест в этом списке займет Остап Бендер — персонаж знаменитых романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Великий комбинатор, несмотря на отрицательную суть совершаемых им  поступков, блистал остроумием, отличался обаянием и некой долей сентиментализма. Большего мошенника среди литературных образов  ХХ век не знал. Но в перестроечное время слава Остапа начала меркнуть, люди стали поговаривать, что Бендер с его комбинациями ничто по сравнению с теми, кто создает сегодня в России финансовые империи и не только мечтает, но и ездит в Рио-де-Жанейро, как к себе домой.

Будут ли так обаятельны  современные олигархи, если их «подвиги» попадут под прицел писателей-сатириков?  Сие остается загадкой, а вот  Бендер жив и сегодня — поет, танцует и продолжает искать бриллианты тещи Кисы Воробьянинова.

В XXI веке жизнь героя Ильфа и Петрова продлил композитор Игорь Зубков, написавший в соавторстве с поэтом Александром Вулых мюзикл «12 стульев». Идея постановки этого произведения на сцене Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского принадлежит дирижеру-постановщику Евгению Зеленцову. На осуществление проекта  были приглашены режиссер-постановщик, лауреат V Международного фестиваля театрального искусства Анна Фекета из Хабаровска и сценограф Арсений Радьков из Москвы.

До начала спектакля зрителям предоставляется возможность подробно рассмотреть декорации, выстроенные на сцене по принципу двухуровневой конструкции. Центр основной площадки свободен, на нем многочисленные герои, артисты балета, хора будут разыгрывать  сюжетные линии мюзикла, петь, танцевать, выполнять пластические номера. На боковине верхней площадки развешаны плакаты и транспаранты, характерные для времени, в котором развиваются события «12 стульев».

Да, эклектика присутствует, как эклектично и все, что происходит на сцене. Спектакль начинается со сцен базара, бравурного номера гробовщика  (арт. А. Баязетов) в окружении гробовых дел мастеров (артисты балета), неких дам, кавалеров и выхода Воробьянинова, которому предлагается похоронить тещу только в этом агентстве. Вызывающе шумным, нахальным кажется местечко, в котором произойдет знаменитая встреча героев мюзикла.

Градус оптимизма и веселья повышается с выходом Остапа Бендера – жизнерадостного молодого человека, быстро сообразившего, что ждут его «великие дела». Остап в исполнении Арсена Митичашвили обаятелен, пластичен, обладает красивым, индивидуальным по тембру звучания голосом. Артист очень подходит к образу своего героя — «идейного борца за денежные знаки», знающего «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». Он азартен,    стремителен в  принятии решений,  вездесущ и решителен в достижении намеченной цели.

Остап-Митичашвили хоть и аферист, но кажется сегодня безобидным во всех отношениях. Ну разве можно назвать мошенничеством его сборы денег перед входом в Провал — пятигорскую достопримечательность. Сегодня бесплатно шагу ступить нельзя — куда ни пойдешь, везде встретишься с «кассой». Или бескорыстная женитьба (только ситечко взял) на мадам Грицацуевой — брачных аферистов в наши дни развелось немало. Остап Бендер в своих поступках опережает время примерно на пятьдесят лет и выглядит вполне типичным и современным молодым человеком. Что при социализме порицалось, сегодня только приветствуется и называется предприимчивостью.

По-своему трактует образ Кисы Воробьянинова народный артист РФ Владимир Яковлев. Развитие характера этого героя парадоксально, достигает трагикомического звучания. Перекрасив усы в зеленый цвет,  Воробьянинов-Яковлев готов на подвиги ради манящего куша. С очередной неудачей в поисках бриллиантов он начинает стервенеть, а поиск очередного стула превращается в страсть, затмевающую разум.

Воробьянинов — русский, широта его натуры безгранична. При виде хорошенького личика студентки, подогретый водкой, в ресторане он ведет себя как безумец, разум которого затмили шик и блеск варьете с шансонеткой в заглавной роли (арт. Ирина Мякишева). Киса пускается в пляс, да такой, что и молодому не угнаться, по счету не платит, а куражливо швыряет деньги, забывая обо всем, к чему стремился. Бывший предводитель дворянства оказался неумеренным в желаниях…

По ходу развития действия начинает казаться, что для  героя Яковлева деньги не цель, а поиск стульев – просто фетиш. Правда, в финальной сцене доиграть судьбу героя  актеру не позволяет жанр мюзикла, предполагающий  шоу, по принципу которого поставлен спектакль. Жаль. Владимир Яковлев — актер, который  может быть драматичным даже в шоу, темы, раскрываемые им на сцене, глубокие, по-настоящему проникающие в суть  человеческих страстей.

Третьим основным героем спектакля по идее должен  стать отец Федор (арт. Владимир Антипов), но, увы, в либретто ему отведена незначительная роль. Правомерно следующим главным действующим лицом становится балет, присутствующий почти в каждой сцене. Ярко, эмоционально заразительно, пластически выверенно выстроены балетные номера. Балетмейстер, лауреат международного и всероссийского конкурсов хореографов Людмила Цветкова и постановщик степа Игорь Халеев заполняют пространство спектакля неудержимой энергией молодости, ритмическим соответствием  его смысловой основы. Яркое разнообразие костюмов, красивая выразительность движений и поз артистов балета создают атмосферу праздника, неудержимой фантазии в решении всего сценического действия.

К сожалению, стремительное развитие событий, о которых повествует спектакль, во втором действии начинает замедляться. Большое количество персонажей и городов, с которыми должны столкнуться герои в поисках стульев, не позволяет режиссеру Анне Фекета создать из них органически законченный географический путь героев. Получается, авторы мюзикла следовали не столько сюжету Ильфа и Петрова, сколько музыкальной драматургии, выстроенной ими в «12 стульях». «Выходные арии» здесь отводятся персонажам, никак не влияющим на действенную основу драматургических событий. По принципу «красивой мелодии» в спектакле поет инженер Щукин — муж Эллочки (странная, несколько отталкивающая сцена)… Монтер на пароходе в своем вокальном выходе повествует об общей судьбе художника… Мадам Грицацуевой (актриса Анна Рыбникова) тоже отведена чуть ли не центральная роль томящейся муками любви, обманутой женщины.

В спектакле происходит развитие характеров не основных – вспомогательных персонажей, мельком встречающихся на пути  героев. В целостном действии они играют относительную роль и  только останавливают его ритмы. Как кажется, спектаклю не хватило литературной редактуры, умения отделить второстепенное от главного. Режиссер Анна Фекета в соавторстве с дирижером Евгением Зеленцовым подробно следовали тексту произведения, за постановку которого  взялись, а поэтому в построении темпового решения мюзикла отчасти проиграли.

Еще одна серьезная проблема новой премьеры  заключена в форме подачи его  вокального и речевого материала. Зная об акустических «провалах» зрительного зала музыкального театра, Анна Фекета использовала ставший  расхожим в последнее время прием подачи звука через микрофон. К сожалению, многие исполнители мюзикла микрофонами еще не научились пользоваться, а звукорежиссер мало уделял внимания  чистоте звучания текстов и музыки. Поэтому в начале спектакля возникает ощущение, что оркестр и актерское исполнение звучат в записи. Зрительскому уху надо настроиться, чтобы понять, что все действие идет «вживую». Впрочем, будем надеяться, что технические средства, которые использует театр, будут отрегулированы, исполнители поймут, на каком расстоянии надо располагать микрофон, чтобы голос звучал естественно и эмоционально окрашенно.

Интересна ли сегодня зрителям история похождений Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова — персонажей-антиподов, один из которых являет собой «уходящую натуру» русской человеческой действительности, а другой — современной изворотливости ума? Конечно интересна! Одни зрители на «12 стульях» отдохнут от повседневных забот, другие проведут аналогии  между героями Ильфа и Петрова и современными «кладоискателями».

В период становления советской власти образ Остапа Бендера был создан не случайно. Писатели руками Воробьянинова хотели убить его в «Двенадцати стульях», натолкнули в «Золотом теленке» на пограничный отряд, охраняющий границы СССР.  Остап Бендер выживал, как живет идея устремлений человека к богатой и сытой жизни: «Давайте выпьем за то, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было!» Такова se la vie  общества, которое не волнуют проблемы духовного развития.

Светлана Жартун, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского.

На фото: Сцены из мюзикла «12 стульев»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Вольф 05 ноября 2013, 10:35
В Минске вот тоже несколько лет назад в музыкальном театре "12 стульев" поставили... И тоже отзывы были противоречивые.
Кстати, выражение "Сэ ля ви" ("Такова жизнь") правильно пишется по-французски так: "C'est la vie".